Leave a comment

0gnev April 28 2015, 19:50:36 UTC
«БОРЬБА С УПАДОЧНЫМИ НАСТРОЕНИЯМИ».

Усовершенствованная немецкая полевая почта.

Рис. Б.Ефимова || « Красная звезда», 26 апреля 1942 года.



30.04.42: У убитого обер-ефрейтора Ганса Шмидта найдено неотправленное письмо к жене. Он писал: «...О нашей жизни лучше не говорить - до того она безрадостна. У всех нас только одна мысль: когда же, наконец, кончится эта проклятая война?! Неужели мы все погибнем здесь? Русские становятся еще упорней... Мы совсем опустились, не снимаем одежды и сапог. Вши окончательно одолели, и нет возможности избавиться от них». (Совинформбюро)

01.01.42: В сумке убитого немецкого солдата Ганса Кюммеля найдены письма от жены и копии всех писем, посланных им с Восточного фронта на родину. 7 октября Ганс жаловался жене: «Я завшивлен, и паразиты терзают меня. Это мучительнее и страшнее, чем голод и не менее опасно, чем пуля или снаряд. Недаром солдаты говорят, что вши с'едят нас до победного конца. Мы все одичали, валяемся в грязи. Раньше все сносили и терпели молча, а теперь заныли и даже завыли». В конце ноября Ганс получил ответное письмо от жены: «...Тебя заедают вши, это ужасно. Я советую тебе не надевать чистого белья. Ходи лучше в грязном. По словам старых солдат, участников войны 1914 года, вши любят чистое белье... У нас очень много стали писать о нытиках... Недавно об'явили, что набираются добровольцы на Восточный фронт, но желающих не оказалось. Никто не записался». (Совинформбюро)

02.08.41: В захваченной нашими частями немецкой полевой почте обнаружена пачка писем германских военнослужащих, задержанных фашистской цензурой при 8-й пехотной дивизии германской армии. Эти письма отражают настроения многих немецких солдат.

Ефрейтор Конрад Думлер пишет своему старшему брату: «...четыре года я в армии, два года на войне, но мне начинает казаться, что настоящая война началась только сейчас. Все, что было до сих пор, - это учебные маневры, не больше. Русские - отчаянные смельчаки, они дерутся, как дьяволы. В роте уже почти не осталось никого из старых товарищей. Кругом новички, но и они не задерживаются. Каждый день составляются длинные списки убитых и раненых. Командование убаюкивает нас, как маленьких детей, уверяя, что мы близки к победе. Эта самонадеянность опротивела, ибо собственными глазами солдаты видят, что делается...». На письме К.Думлер цензор написал: «Странно. Думлер участвовал во многих кампаниях, всегда был на хорошем счету. По рекомендации командира роты, исполнительный и храбрый солдат. Все же установить особый надзор, завести карточку».

Пессимизмом проникнуто письмо солдата Карла Крафта к своим престарелым родителям. Крафт признается отцу: «...Раньше я старался ни о чем не думать и слепо исполнял все приказы. Я превратился в автомат, с которым можно сделать все, что угодно. Но больше нет сил продолжать все эти опустошения. Месяц на Восточном фронте для меня не прошел даром. Я убедился, что война против Р. плохо для нас кончится. Мы наполовину ее уже проиграли». На правом углу письма имеется краткая резолюция цензора: «Передать в суд. Улик вполне достаточно». (Совинформбюро)*

Reply


Leave a comment

Up