К подвигам, к славе!

Jul 30, 2019 14:48


А.Толстой || « Известия» №177, 30 июля 1942 года

Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены военные ордена - Орден Суворова, Орден Кутузова, Орден Александра Невского для награждения командиров Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину.

Командиры Красной Армии! Пусть вдохновляет вас в борьбе против врага мужественный образ наших великих предков - Суворова, Кутузова, Александра Невского. Пусть осенит вас победоносное знамя Ленина-Сталина!

# Все статьи за 30 июля 1942 года.




В эту небывалую и неслыханную по жестокости и кровопролитию войну русский народ и все народы Советского Союза приняли на себя главный удар врага, вооруженного техникой всей Европы. Мифический Атлант держал на плечах земной шар. Русский народ держит на богатырских плечах своих всю тяжесть мировой войны. Вся история нашего народа это - преодоление, преодоление и преодоление, вековое упорство в борьбе, и, как бы ни тяжела была борьба, русский народ не отступал и побеждал.

Еще греческие историки X века говорили о воинах киевского князя Святослава, что русские не сдаются в плен, но, окруженные врагами, вонзают в чрево свое меч... Мертвые бо сраму не имут.

Через десять веков русские люди совершают подвиги столь отважные и самоотверженные, что подобных им не записано в истории. Если их перечислять, то не хватило бы страниц газет на одно только их описание. Мы слышали и навсегда запомнили, как в Севастополе красноармейцы и моряки с гранатами в руках и за пазухой кидались под гусеницы танков. Сейчас на Южном фронте отмечается уже много подобных проявлений ярости к врагу, когда все поле до горизонта дымится горящими фашистскими танками и в атаку мчатся новые и новые, и те из наших бронебойщиков, у кого остались только гранаты в руках, отдают свою жизнь за гибель вражеского танка с пятью ненавистными врагами.

Отдают жизнь - за победу, жизнь за родину. Драгоценна жизнь красного воина, драгоценна его святая кровь. Не легко родине принимать эти жертвы. Затуманены скорбью прекрасные глаза ее. Но эти жертвы священны и необходимы.

В эту войну наш взор часто обращается к истории нашего народа, - события, как будто забытые за давностью лет, выплывают из тумана веков, и отсвет героической борьбы наших дней падает на них, и многое из того, что казалось неясным или мало значительным, становится и ясным и значительным, и мы еще отчетливей начинаем видеть прямой, мужественный путь русского народа к свободе, к всенародному счастью на своей суверенной земле. Упорно преодолевая неисчислимые бедствия и разорения, столетиями отражая врагов и захватчиков, русский народ выковал в себе огромную нравственную силу, которая с особенной чистотой проявляется сейчас в борьбе с исконным и самым лютым врагом, - воинствующей, фашистской Германией.

В трудные годины русский народ выдвигал своих героев, - сплачивался вокруг них, по-сыновьи верил им и любил их. И эти люди вели народ к славе и силе.

Особенную благодарную память заслужили три человека. Князь новгородский Александр Ярославович, прозванный Невским, победивший при устье Ижоры шведов, которые в согласии с немецкими рыцарями попытались захватить новгородскую балтийскую пятину, и разгромивший в кровавом побоище свирепых «рыцарей»-крестоносцев на Чудском озере. Александр Невский был русским человеком от головы до пят, - умный, смелый, дерзкий в замыслах и отважный в выполнении их.

В конце XVIII века, когда замечательные и блестящие русские люди укрепляли величие государства, русский солдат был призван к трудным подвигам. И он нашел своего великого полководца. Даже Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон бывали биты, - Суворов не проиграл ни одного сражения. Он любил своего солдата, понимал его простое и скромное величие, его гордость званием русского, или «храброго росса», как говорили поэты того времени. Суворов сам был первым солдатом. Его гений был гением русского народа.

Третьим чтимым полководцем был ученик Суворова - Кутузов, - «хитрый царедворец», как называли его враги, на самом деле мудрец, умный простой, русской, мужицкой мудростью. История задала ему труднейшую задачу: победить военного гения Наполеона, вторгшегося с огромной по тому времени европейской армией в пределы России. Старый Кутузов понимал, что победить будет трудно, понадобятся большие жертвы, но все они искупятся, если родина останется суверенной, если захватчик будет выброшен за границы России.

На Бородинском поле Кутузов остановился. Позади русского войска была Москва. На военном совете в Филях он знал: завтра будет драться русский народ и с поля боя не отступит: потому что настал его час - решать судьбу родины. Бородинская битва была выиграна русскими, - Наполеон за все пятнадцать лет своих войн в первый раз встретился с таким страшным и упорным противником.

Орденами Суворова, Кутузова, Александра Невского - замечательных русских полководцев будут награждены лучшие командиры Красной Армии, замечательные русские люди, героически обороняющие славу, честь и независимость нашего отечества. // Алексей Толстой.

***********************************************************************************************
Что было в немецком танке

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 29 июля. (Спецкор ТАСС). Фашисты начисто ограбили несколько оккупированных ими на берегах Дона селений.

Подразделение под командованием младшего политрука Клятченко захватило вполне исправный немецкий танк. В нем лежало украденное гитлеровцами имущество.

Вместе с детскими игрушками в машине были глиняные миски, хрустальные вазы, утюги.

В посылках фашистских вояк, приготовленных для отправки в Германию, обнаружены: 23 пары детского белья, 8 пар рейтуз, три теплых дамских пальто, 8 пар ботинок, 13 теплых и 18 суконных одеял, юбки, скатерти, пеленки, пуговицы.

Невдалеке от того места, где был захвачен танк, младший лейтенант Соловьев заметил из окопа, как на улице сожженной деревни за гусем гонялись три немца. Соловьев метким огнем перестрелял их.



Месть врагу

С кровавых полей Европы, обугленных, неживых,
Идут эти люди - не люди, будь проклято имя их!
Муштрованные машины, делатели войны.
Единственному закону, закону убийц верны,
Бездушные автоматы, забывшие честь и труд,
Стяжательствуя и воя, они на восток идут,
Что можно сжигать, сжигая, что можно топтать, топча,
Что можно сжирать, сжирая, жадные, как саранча.
Я ненавижу их мыслью, которая мстить зовет.
Я ненавижу их сердцем, что, гневаясь, в ребра бьет.
Я ненавижу их кровью, которая в гневе чиста,
За то, что попрана ими земли моей красота.
Нет в языке моем слова для ненависти такой, -
Я их ненавижу за брата, убитого их рукой,
За всех друзей, невозвратно сгоревших в огне войны,
С которыми вместе пели и славили день весны,
За всех неповинно ввергнутых в огненную грозу,
За вдовствующих, за сиротствующих, за каждую их слезу.
К мести, к мести, к мести взывают слова мои.
Я ненавижу их волосы цвета пивной струи,
И выцветшие глаза их, мутные от вина,
И душу их воровскую, и даже их имена,
И даже слова их речи, острые, как игла,
И землю, что их вскормила, и мать, что их родила.
К ненависти и к мести взывает народа кровь,
За все им воздастся дважды, и трижды воздастся вновь.
Гневом святым ведомый, ненавистью обуян,
Мстит, умирая, Гастелло, Спицын идет в таран.
Снайпера меткая пуля в полете своем верна,
Затем, что послана сердцем ненависти она.
Идут в лесах партизаны, в ночах, без дорог, тайком,
И мстят за милую землю, поруганную врагом.
Слушай меня, товарищ! Знаменем боевым,
Камнем краеугольным ненависть утвердим!
Ударимте в душу зверя, чтоб стал ему свет немил,
Чтоб землю он грыз в досаде, чтоб волком от злости выл!
Чтоб он не ушел, настигнутый, раздавленный, как змея!
К мести, к мести, к мести взывает страна моя.

Николай БРАУН.

___________________________________________
Ненависть к врагу || «Правда» №192, 11 июля 1942 года
Огонь по детоубийцам! || «Правда» №212, 31 июля 1942 года
А.Толстой: Смерть рабовладельцам! ("Красная звезда", СССР)**
А.Толстой: Ни шагу назад! || «Правда» №215, 3 августа 1942 года
Н.Тихонов: Ни шагу назад! || «Известия» №180, 2 августа 1942 года
Б.Горбатов: Пядь родной земли || «Правда» №213, 1 августа 1942 года
И.Эренбург: Орда на Дону || «Красная звезда» №162, 12 июля 1942 года
И.Эренбург: Остановить! || «Красная звезда» №176, 29 июля 1942 года
А.Довженко: Ночь перед боем || «Красная звезда» №179, 1 августа 1942 года

Газета «Известия» №177 (7863), 30 июля 1942 года

Алексей Толстой, газета «Известия», 1942, лето 1942, июль 1942

Previous post Next post
Up