Славен труд военных железнодорожников

Feb 12, 2019 18:14


« Правда» №37, 12 февраля 1945 года

Войска 1-го Украинского фронта форсировали реку Одер северо-западнее города Бреслау (Бреславль) и заняли города Лигниц, Штейнау, Любен, Гайнау, Ноймаркт и Кант. Войска 1-го Белорусского фронта овладели городами Дойч-Кроне и Меркиш Фридланд - сильными опорными пунктами обороны немцев в Померании. В Восточной Пруссии нашими войсками захвачены огромные трофеи.

Слава героической Красной Армии! Смерть немецким захватчикам!

# Все статьи за 12 февраля 1945 года.




В летописи Великой Отечественной войны советского народа с гитлеровскими захватчиками почетное место будет отведено героическим делам наших военных железнодорожников. Четвертый год самоотверженно трудятся они над восстановлением железнодорожных путей, по которым беспрерывно идет снабжение фронтов всем необходимым для осуществления сокрушительных ударов по врагу. Одна из важнейших проблем войны - проблема коммуникаций - нашими железнодорожниками решается успешно.

В тягчайших условиях железнодорожные войска и специальные формирования Народного комиссариата путей сообщения за годы войны восстановили десятки тысяч километров железнодорожных путей, около 2.000 больших и средних мостов, более 500 тысяч километров проводов связи. Цифры эти говорят не только о невиданных масштабах созидательных работ, но и о беспримерном героизме советских людей.

Воины-железнодорожники в кратчайшие сроки восстановили все железнодорожные линии на освобожденной от врага советской земле. Теперь они прокладывают дороги победы далеко за нашими рубежами, помогая Красной Армии громить врага в его берлоге. В новой обстановке им пришлось встретиться с новыми трудностями. Но накопленный опыт, высокое мастерство, неисчерпаемое мужество позволяют им одолевать успешно все препятствия. Мосты через Вислу и другие водные преграды восстанавливаются в исключительно быстром темпе, что содействует победоносному наступлению наших войск.

Гитлеровские громилы варварски разрушили железные дороги в Карпатах. Там, где были огромные виадуки и мосты, образовались глубокие ущелья, завалы. Немцы рассчитывали надолго задержать здесь движение поездов. Однако расчеты врага были опрокинуты. В разгар боев специальные формирования железнодорожников засылали на железнодорожном полотне воронки от снарядов, укладывали шпалы, рельсы, расчищали русла горных рек, изготовляли рамы для опор мостов и виадуков. Работать приходилось в тяжелых условиях бездорожья и горно-лесистой местности. По горным кручам бойцы переносили бревна; по частям поднимали на перевалы дизель-копры, лебедки, передвижные электростанции. Работа кипела днем и ночью, люди не знали ни сна, ни отдыха, Спустя короткое время горная железная дорога вошла в строй. Воинские эшелоны беспрепятственно двинулись к линии фронта.

Даже на самых трудных участках железнодорожные коммуникации восстанавливаются теперь в несколько раз быстрее, чем в первые годы войны.

Высокое мастерство наших доблестных железнодорожников постоянно обогащается новаторством передовиков, творчеством изобретателей и рационализаторов. Широко известно изобретение Героя Социалистического Труда сержанта Жукова, сконструировавшего станок для производства поковок болтов и костылей. На этом станке легко выполнять норму выработки на 2.000 процентов. Другой изобретатель - капитан тов. Андриевский сконструировал оригинальный механизм для пробивки в рельсах отверстий. Этот механизм не только дает миллион рублей экономии и в несколько раз повышает производительность труда, но и облегчает во фронтовых условиях тяжелый труд железнодорожника.

Десять норм за смену при нарубке рельсов, десять - на сверловке отверстий, пять норм на забивке свай, три нормы на перешивке пути и забивке костылей! Это не единичные примеры, а массовое явление. Перевыполнение норм выработки стало правилом для каждого военного железнодорожника.

Восстановление дорог начинается с технической разведки. Разведчики-специалисты обычно идут на свое дело в боевых порядках стрелковых частей, нередко вступают в бой с противником, наталкиваются на минные поля, прежде чем добраться до разрушенного моста или станции. И то, что они делают, не выразить никакими нормами выработки! В техническую разведку идут отважные из отважных, наиболее опытные бойцы и командиры. Они быстро ориентируются в обстановке, в хаосе разрушений, они первые начинают действовать.

Замечателен самоотверженный труд железнодорожников-минеров. За один только прошлый год они обезвредили более полутора миллиона мин. На долю рядового бойца Тихого досталось около 4.000, на долю старшины Пешного - более 2.500. На подходах к мосту через Вислу было снято 15 тысяч мин. Этот самоотверженный труд поистине славен!

Много сделано нашими военными железнодорожниками, много еще предстоит им сделать. Пока враг полностью не уничтожен, обеспечение фронтовых коммуникаций и организация нормального движения по железным дорогам на территориях, занимаемых Красной Армией, остается главной задачей. Наряду с этим надо широким фронтом развертывать работы по капитальному восстановлению железнодорожного хозяйства, особенно паровозных депо, водоснабжения, мостов. Решение этой ответственной задачи требует не только высоких темпов работы, но и высокого качества, которое обеспечивало бы долговечность сооружений.

Нужны новые кадры строителей. Их надо теперь же готовить. Необходимо еще шире развернуть творческую инициативу, шире распространять передовой опыт, создать все условия для дальнейшего роста изобретательства, лучше использовать богатую технику, которой снабдила железнодорожников Родина. Всюду требуется слаженная работа, в которой выражается суть дисциплины на транспорте.

Одна из очередных и весьма важных задач заключается в своевременной подготовке искусственных сооружений к пропуску весенних вод. Ледоход и половодье могут сорвать мост, если заблаговременно не расчистить русло реки от обломков взорванных ферм и опор, если не укрепить ледорезы и подходы к мосту.

Во фронтовых условиях военная обстановка не всегда и не везде позволяла строить прочно. Теперь враг изгнан с нашей священной земли. Советский народ стоит накануне завершения разгрома злейшего врага нашей Родины. Теперь мы можем основательно, крепко, капитально восстанавливать наш транспорт, чтобы он вышел из войны вполне подготовленным к решению новых задач, которые встанут перед ним в послевоенный период.

*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

Оперативная сводка за 11 февраля

В течение 11 февраля в ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ наши войска, в результате наступательных боёв, овладели населёнными пунктами МАРАУНЕН, ХУССЕНЕН, ВОНДИТТЕН, ВОКЕЛЕН, ГЛАНДАУ, ВАГТЕН, БАЗЕН, ВУЗЕН. В боях за 10 февраля северо-западнее города ПРЕЙСИШ АЙЛАУ войска 3-го БЕЛОРУССКОГО фронта захватили крупные военные склады, на которых, по предварительным данным, взято: автомашин - 4.200, новых орудийных стволов в упаковке - 1.000, орудийных лафетов - 400, стволов для станковых пулемётов - 5.000, танковых моторов - 400, автомобильных моторов - 250, мотоциклов - 500, бронетранспортёров - 50, тягачей - 211, вагонов с запасными частями для танков -100, вагонов с запасными частями для автомашин -100, мин - 1.000.000, снарядов - 1.000.000 и 980 железнодорожных вагонов с различным военным имуществом.

Войска 1-го БЕЛОРУССКОГО фронта, продолжая наступление, сегодня, 11 февраля, с боем овладели городами ДОЙЧ-КРОНЕ и МЕРКИШ-ФРИДЛАНД - важными узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами обороны немцев в Померании, а также с боями заняли более 30 других населённых пунктов.

В ШНАЙДЕМЮЛЕ и ПОЗНАНИ наши войска вели бои по уничтожению окружённых гарнизонов противника.

Войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта форсировали реку ОДЕР северо-западнее города БРЕСЛАУ (БРЕСЛАВЛЬ), прорвали сильно укреплённую долговременную оборону немцев на западном берегу реки и за четыре дня наступательных боёв продвинулись вперёд до 60 километров, расширив прорыв до 160 километров по фронту.

В ходе наступления войска фронта овладели городами ЛИГНИЦ, ШТЕЙНАУ, ЛЮБЕН, ГАЙНАУ, НОЙМАРКТ и КАНТ - важными узлами коммуникаций и мощными опорными пунктами обороны немцев на западном берегу ОДЕРА, а также с боями заняли более 500 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты ПРИДЕМОСТ, ГРАМШЮЦ, ФРИДЕНСХАГЕН, КВАРИТЦ, ПРИМКЕНАУ, КОТЦЕНАУ, ГРЕМСДОРФ, НОЙДОРФ, ГРОСС ТИНЦ, ГРОСС БАУДИСС, КОСТЕНБЛЮТ, РАМФЕЛЬД, БРЕЙТЕНАУ.

Южнее города КАТОВИЦЕ наши войска овладели городами ПШЫНА, ДЗЕДЗИЦЕ, а также с боями заняли населённые пункты СТАРА ВЕСЬ, ЛОНКА, ГОЧАЛКОВИЦЕ, ЗАБЖЕГ, ЧЕХОВИЦЕ.

В БУДАПЕШТЕ продолжались бои по уничтожению окружённого гарнизона противника, в ходе которых наши войска заняли 45 кварталов.

При овладении городом ЭЛЬБИНГ войска 2-го БЕЛОРУССКОГО фронта взяли в плен более 2.700 немецких солдат и офицеров и захватили следующие трофеи: танков - 33, бронетранспортёров - 35, орудий - 200, автомашин - 790, паровозов - 40, вагонов - 1.141, пароходов - 2, складов с боеприпасами, снаряжением и продовольствием - 27. Противник потерял только убитыми до 5.000 солдат и офицеров.

На других участках фронта - поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.

За 10 февраля на всех фронтах подбито и уничтожено 220 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 26 самолётов противника.

☆ ☆ ☆

В Восточной Пруссии южнее города Кенигсберга наши войска с боями продвигались вперёд. Противник, стремясь остановить наступление советских войск, предпринимал контратаки. Бои часто переходили в рукопашные схватки. Части Н-ского соединения прорвали сильно укреплённый рубеж немецкой обороны и ведут бои на подступах к городу Цинтен - важному узлу коммуникаций. Другие наши части выбили немцев из опорного пункта Вагтен, расположенного в трех километрах западнее города Вормдитт. На поле боя осталось несколько тысяч трупов гитлеровцев. Сожжено и подбито 45 танков и самоходных орудий противника. Нашими войсками захвачено много трофеев и взято в плен 400 немцев.



Войска 1-го Белорусского фронта продолжали наступление. Противник всё время подводит свежие резервы и с хода бросает их в контратаки. Сегодня особенно упорные бои произошли за город Дойч-Кроне. Немцы сильно укрепили город и подготовили его для круговой обороны. Советские пехотинцы, кавалеристы и танкисты преодолели лесной массив к западу от Дойч-Кроне и окружили гарнизон города. Гитлеровцы безуспешно пытались вырваться из «котла». Наши войска сегодня овладели городом Дойч-Кроне - узлом пяти железных и шести шоссейных дорог. Вражеский гарнизон ликвидирован. На улицах города и его окраинах осталось более 2.000 трупов немецких солдат и офицеров. Уничтожено 36 танков противника. Захвачено много трофеев и 600 пленных. Части 1-й Польской армии с боями продвинулись вперёд на 15 километров и в результате стремительной атаки овладели городом и железнодорожной станцией - Меркиш-Фридланд.



Войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление северо-западнее города Бреслау (Бреславль). Советские передовые отряды с помощью саперных подразделений форсировали реку Одер севернее и южнее города Штейнау и, отражая яростные контратаки немцев, обеспечили переправу через Одер наших основных сил. Совершив успешный маневр, советские пехотинцы и танкисты окружили город Штейнау - мощную крепость на западном берегу Одера. На подступах к городу противник соорудил более 60 железобетонных многоамбразурных дотов. В самом городе немцы превратили многие здания в сильные узлы сопротивления. Гарнизон Штейнау состоял из курсантов унтер-офицерской школы, танковых, гренадерских и специальных батальонов. В ходе упорных боев Штейнау был очищен от противника, а его гарнизон уничтожен. На улицах этого города осталось свыше 3 тысяч трупов немецких солдат и офицеров.

Захватив плацдарм на западном берегу Одера, советские пехотинцы, танкисты и артиллеристы в ходе ожесточённых боёв прорвали глубоко эшелонированную оборону противника и устремились в северо-западном, западном и юго-западном направлениях. Немцы ввели в бой крупные силы танков и пехоты, но не смогли задержать продвижения советских войск. Минуя минные поля, наши танкисты обошли город Любен с юга. Одновременно к городу приблизились с севера пехотные части. Вражеский гарнизон, оказавшийся в окружении, был наголову разбит. Ожесточённые бои произошли за крупный промышленный город Лигниц, превращённый немцами в мощный опорный пункт. Стремительно продвигаясь вперёд, наши танкисты ворвались в город с севера. В то же время пехотные соединения нанесли удар с юга. Упорные уличные бои продолжались весь день. Советские войска сегодня полностью овладели городом Лигниц - важным центром военной промышленности противника. Преодолевая сопротивление немцев на промежуточных рубежах, наши войска заняли города Гайнау, Ноймаркт, Кант и перерезали автомагистраль Бреслау-Берлин. Город Кант расположен в 16 километрах западнее Бреслау. Противник, подвергающийся непрерывным ударам советских подвижных соединений и пехоты, несёт огромные потери. Только за один день уничтожено 60 немецких танков, 70 бронетранспортёров и 120 орудий. Захвачены большие трофеи, в том числе 37 немецких самолётов, много вооружения, крупный узел связи, склады с боеприпасами и военным имуществом. Взято в плен более 2.000 немецких солдат и офицеров.



В западной части Будапешта наши гвардейские части, поддержанные артиллерией, преодолели укреплённый участок железной дороги и овладели Южным вокзалом. Другие наши подразделения очистили от гитлеровцев несколько кварталов и ведут бои у подножья горы Геллертхедь. Взято 580 пленных. Захвачено 11 танков и бронетранспортёров, 37 орудий, 5 паровозов, 100 железнодорожных вагонов и другие трофеи. // Совинформбюро.

______________________________________________
Воины-железнодорожники* ("Красная звезда", СССР)
Важнейшая задача железнодорожников ("Известия", СССР)
Военное положение на всех железных дорогах* ("Известия", СССР)

Газета «Правда» №37 (9808), 12 февраля 1945 года

февраль 1945, Совинформбюро, зима 1945, 1945, газета «Правда»

Previous post Next post
Up