Репортеры, беседовавшие с пленными немцами в Сталинграде, превращенном в кладбище, отмечают резкий контраст в настроениях офицеров и простых солдат. Все они прошли через ад, который сами создали для других народов во время своего дикого марша по Европе. Эти жалкие типы, разбитые и оборванные остатки заносчивой армии, которая шла по Польше, Франции и Греции в первичном экстазе завоевания и разрушения. Они вышли из подвалов и над замерзшими грудами немецких трупов выглядели как пугала в заброшенном краю. Глазами корреспондентов на месте событий мы видим каменное поле - ни улицы, ни дома, ни дерева, никаких признаков того, что здесь когда-то был город. Мы также видим, как люди переживают крушение великой немецкой армии, как угрюмы генералы, как молчаливы они и полны яда. Мы видим умирающих с голоду солдат, которые ничего не понимают и рады оказаться в плену.
Для высокомерных офицеров Шестой армии оказаться в русском плену - это последняя ступень унижения. Они озлоблены. Их отношение к Гитлеру, который послал их на берега Волги и оставил умирать, возможно, в значительной мере объясняет эту озлобленность. Что касается солдат, то они свою точку зрения изъявляют открыто. Один из них сказал журналисту, что, поскольку Дюссельдорф и Кельн сейчас мало чем отличаются от Сталинграда, солдаты уже не могут верить в то, что их фюрер - сверхчеловек. По словам репортера, «эти парни готовы вытерпеть от Гитлера все, что угодно, но только не поражение».
Это важное наблюдение, если отнести его к немцам в целом. Перелом в Германии случится не вдруг и не скоро. Гитлер по-прежнему командует могучей армией и будет использовать ее до конца, даже против самих немцев, если потребуется. Сталинград - подтверждение тому, что фюрер намного больше ценит свою гордость, нежели своих солдат. Но стоит людям осознать, что они столько претерпели и стольким пожертвовали ради поражения, их отвращение к Гитлеру будет столь же сильным, как и гнев завоеванных народов. То, что говорят сегодня угрюмые, разбитые солдаты в Сталинграде, завтра будет говорить вся Германия.