Опыт противовоздушной обороны Ленинграда

Dec 27, 2018 23:04


Ф.Крюков || « Красная звезда» №305, 27 декабря 1941 года

Части 54 армии генерал-майора Федюнинского разгромили Волховскую группу противника и освободили 32 населенных пункта. Войска Западного фронта заняли города Наро-Фоминск и Белев.

Воины Красной Армии! Вперед, на полный разгром врага!

# Все статьи за 27 декабря 1941 года.




В современной войне хорошо организованная противовоздушная оборона - одно из главнейших условий нормальной деятельности войск с их тылами и коммуникациями, а также промышленных, административно-политических и культурных центров страны. Поэтому мощь противовоздушной обороны повсеместно возрастает, совершенствуются ее формы, методы и самые средства борьбы с налетами воздушного противника. Причем опыт войны с каждым днем все ярче подтверждает, что действия противовоздушной обороны нельзя ограничивать специфически оборонительными задачами. Она должна быть способна также к своеобразным наступательным действиям, т.е. к активному уничтожению воздушных сил врага. Чем энергичнее эти действия, тем успешнее разрешается проблема защиты войск, тыловых об’ектов и крупных населенных пунктов от нападений с воздуха.

Опыт борьбы с фашистскими самолетами при обороне города Ленина ясно показывает, какой эффект дает своевременный и мощный удар по аэродромам противника, срывающий его подготовку к налетам.

Что определяет успех такого удара?

Предварительная разведка. Надо тщательно изучить аэродромную сеть противника, знать, с каких аэродромов и как производит он налеты на тот или иной об'ект или пункт. Если речь идет об операции большего масштаба, нужно знать расположение вражеских авиабаз, авиационных заводов, складов горюче-смазочных материалов, нефтеобрабатывающих заводов и т.д. Сообразуясь с общей задачей противовоздушной обороны страны или частной задачей (фронта, крупного пункта), командование устанавливает, по какому именно об'екту нанести удар.

Приведем несколько примеров, показывающих боевую работу противовоздушной обороны Ленинграда.

Одно время воздушные нападения на Ленинград участились. Правда, они не причиняли ущерба военным об'ектам, но беспорядочно сброшенные бомбы падали на жилые дома, культурные и научные учреждения, вызывали человеческие жертвы. Нашим летчикам-истребителям пришлось весьма напряженно работать, отражая вражеские налеты на город. При каждой тревоге летчики быстро поднимались в воздух. Они смело вступали в бой с фашистскими стервятниками даже в самых невыгодных условиях. Всем известны боевые дела летчика Пидтыкана, сбившего лично 14 вражеских самолетов и 7 совместно с другими летчиками, лейтенанта Севастьянова, таранившего ночью фашистского стервятника над городом, младшего лейтенанта Воронцова, Жидова, Чмутенко и многих других.

Но все же борьба с противником, когда он уже находится в воздухе и совершает налет, не давала желаемых результатов. Тогда мы установили, с какого направления чаще всего нападает противник, и выслали туда свою разведку. Она точно определила авиабазу немцев, выследила самый удобный момент, чтобы застигнуть врага врасплох. Сигнал разведки был дан в тот самый момент, когда фашисты собирались совершить очередное нападение на город. По этому сигналу наши бомбардировщики поднялись в воздух, внезапно налетели на базу врага и сбросили на немецкий аэродром несколько десятков бомб. Они разбили 14 вражеских самолетов, и в течение суток небо над Ленинградом было чисто: ни один стервятник не появлялся.

То же самое было проделано, когда фашисты стали производить налет за налетом, действуя с другого аэродрома. И тут дал себя почувствовать эффект внезапного удара наших бомбардировщиков. Они уничтожили 18 фашистских машин, парализовав на некоторое время действия вражеской авиации.

Активное воздействие на вражеские аэродромы осуществляет на Ленинградском фронте не только войсковая авиация, но также авиачасти, находящиеся в системе противовоздушной обороны города. Они несут в основном службу патрулирования и охраны Ленинграда, но наряду с этим часто вылетают в глубокий тыл противника, штурмуют его авиабазы и пункты сосредоточения, уничтожают летный состав, выводят из строя материальную часть.

Опыт войны с немцами показал, что уничтожать воздушные силы врага на его аэродромах может не одна только авиация. Мы не раз практиковали отдельные задания партизанским отрядам, действующим в тылу врага. Партизаны разведывали авиабазы противника, порою нападали на них. Было много случаев, когда фашистам благоприятствовала погода, а налетов на Ленинград не было. Своими действиями партизаны оставляли на это время фашистскую авиацию без горючего и боеприпасов.

В то же время опыт боев под Ленинградом показал с достаточной убедительностью, какую силу представляют собою чисто оборонительные действия средств противовоздушной обороны крупного населенного пункта.

За пять с половиной месяцев войны немцы совершили около 1.000 налетов на Ленинград. Они производили по 10-12 налетов в сутки, пускали по 150 и более самолетов одновременно, но не смогли причинить существенного ущерба ни одному важному об'екту. Истребительная авиация, зенитная артиллерия и аэростаты заграждения прочно преграждали путь фашистским стервятникам. Мощные, правильно нацеленные, согласованные контрудары с воздуха и с земли каждый раз рассеивали воздушных пиратов, обращали их в бегство. Характерен такой пример. Зенитное подразделение капитана Суменкова за один день сожгло 14 вражеских самолетов и не один десяток фашистских бомбардировщиков обратило в бегство своим огнем.

Общий вывод ясен: надо бить воздушного врага как в момент появления его над об'ектом, так и во время нахождения на базах. Тогда получается двойной удар по врагу, двойная гарантия безопасности. Это и будет наиболее действенная система противовоздушной обороны, отвечающая всем требованиям защиты города, сооружения и коммуникаций в современной войне.

Нужно умело сочетать отражение воздушных атак с действиями всех видов авиации по аэродромам врага, авиазаводам, складам горючего и смазочных материалов и т.д. Организуя на практике противовоздушную оборону какого-либо об'екта, мы обязаны не только отражать воздушные налеты противника, но также искать его базы и там наносить ему ощутительные удары, бить врага всюду и везде: над охраняемым об'ектом, на ближних и дальних подступах, на базах и пунктах сосредоточения. // Генерал-майор артиллерии Ф.Крюков.

***********************************************************************************************
ЛЕТЧИКИ ГРОМЯТ ФАШИСТОВ В ВОЗДУХЕ И НА ЗЕМЛЕ

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 26 декабря. (По телефону от наш. спец. корр.). В N авиационном полку подведены итоги боевой деятельности за последние три недели.

Летчики полка участвовали в нескольких воздушных боях и сбили 6 фашистских самолетов. Два из них уничтожил лейтенант Бритиков.

За отличную штурмовку наземных войск противника командир соединений об'явил благодарность всему личному составу полка.

Следует отметить хорошую работу технического состава. Все вооружение самолетов, которое обслуживает воентехник 2-го ранга Гордиенко, не имело ни одного случая отказа в работе. Боевые машины младших воентехников Шаронова, Панфелюка, Плотникова и др. совершили до 100 вылетов, не имея каких-либо дефектов. Им выданы денежные премии.

☆ ☆ ☆

Разгром немецкого аэродрома

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 26 декабря. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Авиация фронта нанесла ряд серьезных ударов по наземным войскам врага. Туман, снег, дожди, шедшие в некоторых районах, не помешали летчикам выполнять боевые задачи. Летчик Баранов в воздушном бою мастерски сбил фашистский «Юнкерс-88». Один фашист из состава экипажа этого самолета убит, трое других взяты в плен.

Большого успеха добилась N часть при налете на вражеский аэродром. Этот налет интересен как по своей эффективности, так и по методу его выполнения. Воздушная разведка установила, что на аэродроме близ одного города имеется большое количество самолетов. Группа наших бомбардировщиков поспешила к этому аэродрому.

Бомбардировщики, используя облачность, полетели с выключенными моторами и внезапно появились над фашистским аэродромом. Они шли тремя эшелонами на высоте 700 метров. При появлении первого эшелона на аэродроме началась паника. Несколько «Мессершмиттов» успели подняться в воздух, но не для боя, а чтобы удрать.

Зенитки открыли беспорядочную стрельбу, однако не могли помешать летчикам второго и третьего эшелонов выполнить боевые задания. Сталинские соколы уничтожили девятнадцать немецких одномоторных и двухмоторных машин, сделав аэродром непригодным для дальнейшего использования.

Все наши бомбардировщики вернулись на свои базы.

_____________________________________
В.Семашко: В боях за Ленинград* ("Известия", СССР)
С.Езерский: Так мы живем* ("Ленинградская правда", СССР)
М.Процветкин: Воздушная оборона города Ленина ("Красная звезда", СССР)
А.Новиков: Сталинская авиация в боях за Ленинград* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №305 (5060), 27 декабря 1941 года

блокада Ленинграда, зима 1941, 1941, газета «Красная звезда», декабрь 1941

Previous post Next post
Up