Еще в мае мы отдали заявление, нет уведомление, что будем обучать первоклассника Ярослава на дому. Есть некоторые разночтения в законах, когда это надо делать, до 31 мая или до 31 августа, мы решили не тянуть и больше не сомневаться и отдали заявление заранее.
Этому предшествовал разговор с замом по педагогической части (pedagoginja), которая в целом нас поддержала и поняла ("у меня у самой дочки в школу очень не хотят ходить", "если у вас есть возможность пробуйте домашнее обучение"), но сказала, что на двух стульях усидеть не выйдет. Мы хотели свободное посещение в школе и нам его не разрешили. Еще бы. Но спрос не грех) Зато нашелся другой неплохой вариант.
Обучение в школе идет до 12-30, после начинаются кружки (например, кружок Монтессори математики). Нам разрешили их свободно посещать в любом объеме. На кружки ходят ученики по желанию из всех начальных классов из всех паралеллей. Т.е. будет смешанный возрастной состав, что меня радует. А главное у нас будет регулярная практика словенского в виде обучения и общения, а так же возможности найти друзей.
Мои опасения:
- Законы по хоумскулингу в Словении слабо разработаны. Права практически не прописаны, поэтому мы очень зависим от доброй воли конкретного директора, учителя, педагога. Пока все достаточно доброжелательно, вот бы и дальше так.
- Сможем ли мы достаточно обучить Ярослава словенскому? С одной стороны, словенский вокруг и кругом. С другой, все же в Ясиной жизни превалирует русский. Просто потому что в сад-школу не ходим и с детьми в основном мама. Достаточно ли будет школьных и внешкольных кружков (Яся хочет на альпинизм и авиамоделирование), хоумскулеров и соседей? У меня пока ответов нет. Если ближе к экзамену почувствуем необходимость, наймем учителя подзаниматься с Ясей по программе.
- Как будет проходить экзамен? В законе об этом ничего. Насколько Ясь к нему психологически готов? Иногда соседка или мои друзья его просят почитать или посчитать, а он отказывается. Ясно дело, кто любит проверки. Вот если поестественней, в игре или для какой-то осмысленой цели - другое дело. "Мам, одна булка 70 центов, нам на всех надо 2 евро 10 центов". Как будут настроены экзаменаторы, будут ли искать подход к ребенку или подойдут формально? Пока педагог нам говорит, что надо будет сделать несколько встреч перед экзаменом, чтобы ребенок к учителям попривык. Замечательная идея! Опять же это не прописано в законе, а инициатива нашего педагога. Кстати, мы не единственные будем сдавать экзамен. Еще одна девочка будет ходить в
Лила школу, но т.к. школа не имеет аккредитации, ее ученики сдают экзамен в гос. школах.
Итак, опасений и неудобств хватает) Почему же мы решились на ХС? Причин много:
1. Общемировая тенденция устаревания школьной системы обучения в обучении, множественные проблемы в школьной организации как таковой, подробней можно почитать
например здесь, развитие альтернативных направлений в обучении, таких как анскулинг и свободные школы. Сейчас возможностей для получения знаний и навыков вне школы гораздо больше, чем 20-50-100 лет назад. Школа тоже может быть прекрасной, особенно если у детей побольше свободы, если не каждый день и вокруг настоящие Учителя, и если коллектив не 30 человек, если при всем при этом финансово доступна и многие другие "если". Нам пока такая школа не подвернулась. Хотя мы внимательно следим за началом свободной школы в Любляне. Мне ближе всего идеи анскулинга. Но к сожалению, пока в Словении это невозможно.
2. Мотивация. По Ярославу вижу, что ему многое интересно, он с радостью погружается в изучение разных механизмов, в устройство космоса, в счет и прочее. Не хочу чтобы этот живой внутненний интерес был заменен на внешнюю мотивацию вроде оценок (в первом класе их в Словении не ставят. но могут ставить печати и др. знаки отличия), похвал и пр.
3. У нас есть возможность, силы и желание хоумскулить. Мы не противники школы вообще. Если мы увидим, что в школе Ясе будет лучше - пойдем в школу.
4. Сам Ярослав не очень подходит школьной системе. Так я на данный момент вижу. Он очень способный в естественных науках, но гораздо хуже сечет какие-то социальные и психологические моменты. Вижу, что коммуникация у младшего, например, идет лучше. Яся быстро устает в больших коллективах, ему тяжело контролировать себя в шумных компаниях однолеток и трудно без личного контакта со взрослым (честно говоря, думаю это свойственно большинству детей этого возраста). Он не бежал в детсад к друзьям с удовольствием, как некоторые наши знакомые детки, в основном девочки. Это не означает, что у нас какие-то мегапроблемы с социализацией. Ясь нормально общается с братом, соседями, няней и ее детьми, с хоумскулерами, с детьми друзей, с детьми из кружков. Близкие друзья его, правда, некоторые уехали (один в Швейцарию, другой в Веленье), некоторые остались в Кране, откуда мы переехали, но это дело наживное. Да, иногда ссорится и мирится, иногда командует, иногда подчиняется, иногда возмущенный закричит и ударит брата, иногда ищет взаимовыгодное решение. Рабочий процесс.
Знаю, что многие считают, что наоборот нужно его в школу, чтобы учился в коллективе и адаптировался быстрее. Я не из тех, кто считает, что если тяжело, значит надо поднажать на слабое место. Я думаю, что не надо форсировать большими коллективами и большими требованиями, а общаться в интересных для ребенка кругах и в свое время все придет.