По дороге Ясь сказал, что хочет в сад и что съест там 2 порции супа ))) Но сегодня он хочет в сад только с мамой.
-Почему? - спросила я.
-Я боюсь, - ответил Яся
-Чего?
-Что детки у меня игрушки будут забирать.
-Ясь, в садике игрушки общие и есть правило, кто первый взял, тот и играет. Если ты взял первый и у тебя забирают, скажи: "Сем первый взел", если не поможет обращайся к Станке. Понятно? Повтори.
-Сем перви узел. Но я хочу с мамой.
-Хорошо, пойдем вместе, я уйду, когда ты разрешишь.
(((
Приехали в сад к 9-45. Думала нас пожурят, что поздно. Ан нет, нас радостно встретила Станка.
Но Яся отказался переобуваться в тапочки и идти в группу. Сказал, что будет только с мамой на улице гулять. Ни на какие уговоры не соглашался.
Я предложила Станке, что подождем на улице, пока группа выйдет гулять. Воспитательница возразила:
-Это неправильно. Это что угодно, но не адаптация. Он 10 минут поплачет без вас и потом весь день будет нормально гулять.
-Мы все же погуляем пока на улице. Я знаю Ясю: он привыкнет и сам меня отпустит.
А про себя: Да, он 10 минут поплачет, но как это отразится на дальнейшей адаптации и доверии мне?
Около часа мы гуляли с Ярославом и Остапом во дворе сами. К 11 вышла средняя группа, в которой находится Ясин русскоязычный друг Андрей. Яся очень ему обрадовался, обнял и они стали вместе возить машинки в песочнице.
Наблюдаю за воспитательницами и детьми. Действительно, в конфликты не вмешиваются. Кто-то у кого-то забирает игрушки, но сильно никто не возмущается и в итоге, кто поуступчивей, находит другие игрушки. Да и невозможно за 20 детьми уследить кто прав, кто нет. И дети учатся сами разбираться.
Очень выделяются новенькие двухлетки. Они не плачат уже, но потерянные какие-то, даже если берут игрушки, то играют как-то автоматически, как будто их мысли о другом.
Потом вышла и старшая группа. Значит можно передать Ясю воспитательнице. Я подошла к Ясе и говорю: Мне надо съездить за творогом на ферму, ты погуляй тут с Андреем и Станкой, пообедаешь и я тебя заберу.
-Хорошо, - сказал Яся.
Я собралась уводить Осю, но его тоже не просто увести с только что открывшейся песочницы. До этого она была закрыта тентом.
Тут Яся, строивший дорогу в песке, граблями стукает девочку, которая нечаянно сломала его дорогу. Останавливаю Яся, объясняю, что произошло и что так нельзя. Через 2 минуты он с криком "Ааааа! Не ломай мой домик" посыпает песком мальчика, который тоже случайно сломал его домик. Я отряхиваю мальчика, извиняюсь и опять объясняю Ясе, что никто его не хотел обидеть, что тут много деток и все играют вместе. Воспитательницы собрались группкой и с любопытсвом на нас поглядывают. Еще бы)))
Надо сказать песочница маловата для трех групп детей, и им там действительно тесно, построить что-то свое и никого не задеть - невозможно. Но все, видимо, уже привыкшие. Кроме нас. Ясь же привык доводить свои замысловатые дороги и замки до конца. Тут же, такое ощущение, что играют ради процесса, не беспокоясь о том, что где-то что-то сломается... Все легко меняют занятия.
Ага, еще пару раз досталось Остапу от Яси. Ух, всё тишина. Мы с Осей быстренько уходим.
***
Возвращаюсь к часу. После обеда прошло полчаса. В коридоре встречаю Станку. Она говорит, что все хорошо, Яся не захотел есть, что сейчас устал и лег на матрасик полежать. Что больше без меня он с детьми не конфликтовал. Видите, мама, без вас он другой. У него разное поведение с братом, с вами и без вас. Что играл с детьми и не плакал.
Захожу в игровую. Яся лежит на полу, почти под шкафом. Может и дома на пол прилечь, если устал. Станка ему говорит: "Ярослав (с ударением на первый слог))), смотри кто пришел?". Яся вскакивает с пола и залазит под стол! Я иду к нему. Он бросается мне на руки и говорит: пойдем отсюда, мама!
Бедный ребенок! КОнечно, он еще далеко не все понимает. Под стол может и дома спрятаться, особенно, если нашкодил. Видимо, чувствует себя во враждебной обстановке, не знает чего ждать.
Выходим в коридор. Яся приходит в себя и довольный бежит во двор, в песочницу.
Я погружаюсь в размышления: это у нас конструктивный уровень стресса или уже нет. И вообще может это иллюзия, что в саду можно обучиться словенскому, но не получить травмы, если ходить на пол дня?
Выходит Станка и сообщает, что не стоит нам во дворе гулять. Лушче забрать детей и сразу уходить, т.к. другие дети видят, что кто-то с родителем гуляет. Мда...
Объясняю, что у нас адаптация, а потом мы будем сразу уходить. Станка: - Ок, на этой неделе еще адаптация.
Я возвращаюсь к размышлениям: а возможно ли чтобы волки целы и овцы сыты.... Т.е. наоборот. Но вся система расчитана на то, чтобы дети на целый день и скорейшую адаптацию любой ценой. Кроме меня в саду не было ни одной мамы. Все двухлетки уже адаптированы?!
***
Едем домой обедать и отдыхать.
-Ясь, как в саду было?
-Мне понравилось.
-Да? - не веря своим ушам. - А что ты делал?
- Игрался и суп ел. И салат. Станка дала 20 листиклв, я 10 съел.
-С детками игрался?
-Нет, сам.
-Кого-то стукал?
-Нет
-А тебя кто-то стукал? Обижал?
-Нет
-А игрушки у тебя кто-то забирал?
-нет.
-Вот витдишь как хорошо. А ты боялся.
-Да, я помню Сем первы взел.
-Молодец! Пригодилось?
-Нет, не пригодилось. Один раз мальчики играли в кубики и я тоже хотел. А они первые. Давай с тобой кубиками поиграем дома?
Может пора нам от сада отдохнуть? - думаю я. Побудем дома денек.
-Завтра хочешь в сад?
-Да!
***
Эпилог
Вечером идем с детьми по супермаркету и ... встречаем нашу воспитательницу. Станка идет нам навстречу, наверное с мужем, замечает нас. Оставляет своего спутника, идет к несущемуся по проходу Ясе и загораживает ему дорогу. Яся делает шаг вправо, Станка - вправо, Яся - влево, Станка - влево. И так пару раз. Яся догадывается посмотреть вверх, на лицо) Расплывается в улыбке. Станка берет его на руки и сюсюкается с ним минутку, Яська хохочет. Станка отдает мне его и прощается.
Завтра пойдем в сад)))