В США очередная группа "исследователей" пришла к выводу, что среди местных христиан расизма больше чем среди секуляризированного населения. О том, что большинство американских христиан - это по сути сектанты под сильным влиянием идей о предопределенности групп избранных к спасению, как-то умалчивается.
Зато следуют экстраполяции на остальной мир и религии вообще - мол, каждая конфессия считает себя лучше других и делит людей по этому признаку.
Однако, если не брать сектантов, в традиционных обществах, которые теперь варятся в глобализации, все еще зачастую непривычны людей иной культуры и цвета кожи. То что при этом народы традиционно относятся к той или иной религии, не означает, что в их предубеждениях виновата религия. В ней-то уж расизм осуждается. Другое дело, что предубеждение к иному сочетается зачастую с установкой "у него и религия иная". Хотя это на самом деле дело вторичное зачастую, но мотив имеется.
Однако, "специалист по кросскультурной психологии Н.М. Лебедева и ее коллеги по участию в проекте ТАСИС (структура ЕС) в своих работах и в проводимых среди российских школьников тренингов по толерантности исходят из того, что во всем мире (обычно имеется в виду Запад) деактуализация этничности - один из основных вариантов привнесения толерантности в общество. В России же после, якобы, длительного периода отрицания и принижения национального (имеется в виду этнического) самосознания, с одной стороны, и ассимиляции, с другой, по мере утверждения статуса и отличительности той или иной национальности и ее культурной самобытности улучшается установка на восприятие лиц других национальностей и на “межнациональное взаимодействие”2. Как пишет Н.М. Лебедева, «мы пришли к выводу, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантности. Позитивная этническая идентичность понимается как отнесение себя индивидом к данному этносу на основе позитивной оценки его культуры, способствующей укреплению этнического самосознания группы и сохранению ее целостности как этнокультурного организма. Позитивная этническая идентичность проявляется в виде позитивного “мы-образа”, включая ее этнокультурные особенности, чувства сплоченности, эмоциональной приверженности группе и общей удовлетворенности ее представителей своей этнической принадлежностью; в сфере межэтнической перцепции это предполагает наличие позитивной оценки иноэтнической группы и ее культуры, а также взаимоотношений с ней».
В общем, учитывая что в России этнокультурность связана с конфессиональностью (это признано например в проекте доктрины государственной политики в области религии, подготовленной соответствующей кафедрой академии госслужбы при Президенте РФ), вежество в традиционном понимании как раз гарантирует от всяких -измов эпохи секуляризации и масс-культуры.
Лебедева ведь не с потолка брала, а после нескольких лет по всем правилам проведенных экспериментов на площадках этнокультурных школ и школ с этнокультурным компонентом в различных регионах.
Но у неё есть такой вот оппонент -
г-н Валерий Тишков (главный этнограф России на сегодняшний день - как чиновник в смысле).
По ссылке можно ознакомиться, надеюсь, там изложено достаточно, чтобы понять что нам угрожает.
Насколько я успел узнать, во всех мировых религиях есть традиции "единения в благих делах" с иноверцами. Без стремления господствовать над ними и без страха перед ними. Если грани конфессий через фанатиков, радикалов и невеж будут соприкасаться хотя бы также как сейчас, а грани традиций "единения в благих делах" - недостаточно, детям нашим придется очень худо, я так полагаю.