«Между рядами» (реж. Томас Штубер)

Aug 21, 2018 11:58





Трудно поверить, что режиссёр совершенно невзрачного, почти игрушечного фильма «Подростковый страх», спустя десять лет придёт к картине «Между рядами» и покажет в ней не монотонную берлинскую школу, - ожидания которой вполне оправданы, - а нечто новое, назовём это - школой Лейпцига. Пространство, как и прежде, угнетается капитализмом. Всё те же, что в у «берлинцев», системные отщепенцы в героях, но материал и его подача иные. Скажем так, более зрительские, - только скажем это исключительно в хорошем смысле.



«Между рядами» можно выдать за последователя прошлогоднего хита «Тони Эрманн», только более художественного, эстетствующего; и уж точно последователя идейного. В фокусе Марен Аде - обслуга системы и пост-советская страна в рамках этой системы. Штуберг, в общем-то, говорит о том же, только в социальном смысле спустился на ступень ниже, хотя, казалось бы, куда ниже корпоративных менеджеров.



Он обратился к народу рабочему, к пролетариату. В центре мира - исполинский храм бытия, гипермаркет в Восточной Германии, доверху заполненный стеллажами с различными благами. Между рядами товаров и в главных героях - неприметный персонал. Живут - чтобы работать, обслуживать потребителей. Словно рыбы, ожидающие своей участи в тесноте магазинного аквариума, мечтают о море, правда, возможно никогда там и не были. Отдыхают у постера с пальмами. Сами скрытные, но полнятся слухами друг о друге, при этом - особо неразговорчивые. Иногда вспоминают о былом, о стране, в которой прежде жили. Люди постарше помнят себя дальнобойщиками, а сейчас что - водители складского погрузчика и таскатели тележек. Воспоминания разрисованных по телу новичков менее красочны: работа по слому стен большим молотком, плохие компании, разбои, тюрьма, а теперь - грузчики на испытательном сроке. Томас Штубер передаёт это с юмором. То музыку подставит, то паузу лишнюю выдержит, то ситуацию развернёт так, чтобы сцена близилась к абсурдной.



В отличие от Марен Аде он не пускается в фиглярский пляс в эпизодах, ему ближе техника Каирисмяки, разве что без водки, - ну или почти без. Весьма тонко, а если и нет, то всё равно изящно, вальсируя персонажами с непробивными лицами по сюжету, он с задором обыгрывает безысходность так, чтобы оставался беспафосный шлейф гуманизма, который, к слову, отмечен экуменическим жюри - это как минимум стильно. Ну а то, что это хорошо и надо смотреть - уже и так очевидно. 

Рецензия, Томас Штубер, Фильм

Previous post Next post
Up