«Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего!»
Хочется сразу же поблагодарить
military_press(
http://military-press.livejournal.com/) за предоставленную возможность в очередной раз побывать в Центральном музее Военно-Воздушных Сил в Монино!
«Наизусть» знакомая экспозиция, до каждого последующего шага по территории знакомый поворот... Все это - наша история. История сотни и тысяч людей, история подвигов и борьбы, история научного прогресса. Более 20 гектаров буквально насквозь «пропитано» славной историей становления отечественной авиации.
В моем блоге есть уже один отчет о посещении этого музея -
http://obezianko.livejournal.com/6406.htmlМногим он, конечно, может показаться довольно не лестным. Но, поверьте, то всего лишь оборотная сторона медали, которая благодаря усилиям:
• всего коллектива музея во главе с полковником
• Александром Владимировичем Гончаровым,
• Фондом общественной помощи Музею ВВС (
http://aviarestorer.ru/),
• добровольцев-волонтёров и
• конструкторских бюро,
с каждым днем становится все более и более яркой и «парадной»! От души хочется поблагодарить всех причастных и пожелать успехов!
В этой записи я расскажу вам о части экспозиции, которую непременно надо видеть своими глазами и «слушать» своими ушами из уст замечательнейших экскурсоводов музея!
Начнем с действительно, по истине героического самолета отечественной авиации - АНТ-25:
Фото 1. АНТ-25.
...Ранним утром 18 июня 1937 года в 4 ч 5 мин на Щелковском аэродроме был взят старт беспримерного перелета. Путь лежал на север. Неизведанный маршрут, льды и льды... Над Канадой самолет попал в циклон. Пришлось долго наощупь обходить его. Летели на высоте 4000-4500 м. Летчики теряли силы. Сменяться приходилось каждый час. Кислорода оставалось мало. Над Тихим океаном запасы его иссякли. Пришлось опускаться к земле. Наконец, после 62 ч полета показался Портланд. 20 июня в 19 ч 30 мин по московскому времени АНТ-25 совершил посадку на аэродроме Баракс близ города Ванкувера (США). Здесь завершился беспримерный в истории авиации беспосадочный перелет, длившийся 63 ч 25 мин. Над океаном и льдами было пройдено 9500 км, из них несколько тысяч - в слепом полете...
Этот самолет также называли РД - Рекорд Дальности. Уникальную машину проектировала бригада П.О. Сухого. Руководил всеми работами Андрей Николаевич Туполев.
Перенесемся волшебством автора сего опуса в другой ангар музея, новый, по истине не менее захватывающий и пропитанный историей наших побед. Историей, в прямом смысле, написанной кровью наших дедов и прадедов...
Фото 2. У-2.
У-2 (по кодификации НАТО: Mule - «Мул») - многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире.
Во времена Великой Отечественной Войны «ночными ведьмами» называли, по бытующей легенде, лётчиц 46-го («Таманского») гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка солдаты противника (по другой версии, это прозвище было дано им французскими пилотами полка «Нормандия-Неман» как комплимент).
23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза. Двум лётчицам - звание Герой России!
Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, подобные бомбардировки имели определённый эффект. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и примитивные средства прицеливания. После сброса бомб бомбардировщик пытался быстро уйти, набирая максимальную скорость.
По воспоминаниям советских пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942-м году бомбовая нагрузка была существенно увеличена - до 250 кг (в отдельных случаях - до 500 кг), вылеты производились иногда до четырнадцати раз за ночь. «Kaffeemühle» (кофемолка), «Нaltsnähmaschine» (швейная машина) - так солдаты вермахта называли У-2, доставлявшие массу хлопот для противника в прифронтовой полосе.
Идем далее по ангару. Останавливаемся у самолета Поликарпов Р-5.
Фото 3. Р-5.
Самый массовый гражданский самолёт СССР. Строился серийно с 1930 по 1931 год на Авиационном заводе № 31 в Таганроге. До конца 40-х годов использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолёт. Участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин». До настоящего времени сохранился один экземпляр этой машины, находится в музее ВВС (Монино).
Не мало пороху «понюхал» этот самолет:
1933 - Китай. Самолёт связи, штурмовик, бомбардировщик
1936 - Гражданская война в Испании. Самолёт связи, штурмовик, бомбардировщик
1939 - Бои на Халхин-Голе. Самолёт-разведчик, штурмовик, ночной бомбардировщик
1941 - Великая Отечественная война. Использовался в качестве разведчика и ночного бомбардировщика.
Фото 4. И-15 бис.
И-15 бис (И-152, ЦКБ-3 бис) - советский одномоторный истребитель-полутороплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова как дальнейшее развитие И-15.
Первоначально этот истребитель был задуман все-таки как «чайка», имел обозначение И-14 и предназначался под отечественный звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-38. Уже в процессе проектирования к рабочему «конструкторскому» обозначению самолета ЦКБ-3 было применено новое название И-15 (так как обозначение И-14 уже «прижилось» на туполевской машине), а в качестве силовой установки выбор пал на американский двигатель Райт-Циклон SGR-1820 F3.
Самолет обладал весьма неплохими характеристиками, особенно маневренными (время виража на высоте 1000 м было рекордным - 8 секунд!), что и было успешно подтверждено во время гражданской войны в Испании. Республиканские летчики, в их числе и советские добровольцы, были довольны этим бипланом - ведь он обеспечивал им преимущество в воздушном бою. Здесь, в Испании, мало кому известный поликарповский И-15 (поначалу его даже называли «Боингом») стал знаменитым «Чато» (по-испански «курносый») и навсегда вошел в историю как один из лучших истребителей мира своего периода.
Фото 5. И-16.
И-16 (ЦКБ-12), прозвища ишачок, rata, (исп. крыса), моска (среди испанских республиканцев) - советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова.
Список летавших на этом самолете Героев впечатляет:
• Алелюхин, Алексей Васильевич - дважды Герой Советского Союза• Ворожейкин, Арсений Васильевич - дважды Герой Советского Союза
• Жердев, Николай Прокофьевич - Герой Советского Союза
• Иванов, Иван Иванович - Герой Советского Союза
• Камозин, Павел Михайлович - дважды Герой Советского Союза
• Сафонов, Борис Феоктистович - дважды Герой Советского Союза
• Талалихин, Виктор Васильевич - Герой Советского Союза
• Цоколаев, Геннадий Дмитриевич - Герой Советского Союза (20 побед)
• Покрышкин, Александр Иванович - Трижды Герой Советского Союза
• Грицевец, Сергей Иванович - Дважды Герой Советского Союза
Также на И-16 воевали Герои Советского Союза Алексей Алексеевич Маланов и Сергей Фёдорович Долгушин
Фото 6. Двигатель И-16.
Фото 7. МиГ-3 и Ла-7.
Фото 8. Звезды Героя И. Н. Кожедуба на Ла-7.
Данный экспонат по праву можно назвать национальной реликвией! Это подлинный Ла-7 легендарного лётчика И.Н.Кожедуба - лучшего аса союзников (62 подтверждённых победы). Он сохранился потому, что Кожедуб летал на нём уже в конце войны и на нём же её закончил. Конкретно на этом самолёте лётчик имел 17 или 18 сбитых, в том числе и один реактивный Ме-262.
Идем далее к не менее легендарному самолету В.О.В.
Фото 9. Ил-2.
Ил-2 - советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.
В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его нем. «Betonflugzeug» - «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» - «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod) (дословно: «Чёрная смерть)».
Фото 10. Пе-2.
Пе-2 -основной самолет советской бомбардировочной авиации. Сыграл выдающуюся роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Этот самолет применялся как бомбардировщик, разведчик, истребитель (его не использовали только как торпедоносец). Пе-2 воевали на всех фронтах и в морской авиации всех флотов. В руках советских летчиков Пе-2 в полной мере раскрыл заложенные в нем возможности. Скорость, маневренность, мощное вооружение плюс прочность, надежность и живучесть были его отличительными чертами. Пе-2 был популярен у летчиков, предпочитавших зачастую эту машину иностранным. С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны «Пешка» служила верой и правдой.
Фото 11. Белл P-39 Аэрокобра.
Белл P-39 Аэрокобра (англ. Bell P-39 Airacobra) - американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией (двигатель располагался сзади кабины пилота). Половина всех выпущенных "кобр«,- более 4500 машин,- были поставлены в СССР по ленд-лизу. На P-39 летали такие результативные асы, как Александр Покрышкин и Григорий Речкалов.
Очень радостно, что музей достроил этот ангар. Ангар самолетов В.О.В. Радостно, что уникальные экспонаты теперь находятся под крышей! В чистоте, тепле и «уюте». Спасибо!
Теперь пробежка трусцой по открытой экспозиции. Было очень холодно, поэтому совсем немного фотографий некоторых уникальных самолетов.
Фото 12. Ил-28.
Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle - «Гончая») - первый советский реактивный тактический бомбардировщик.
История создания Ил-28 несколько необычна. Коллективу Главного конструктора С.В.Ильюшина и отраслевым НИИ Министерства авиапромышленности удалось в короткие сроки выполнить обширный комплекс опытно-конструкторских работ, что и определило дальнейший успех самолета. Начало их можно отнести к 1945 г., когда под руководством A.M.Люльки развернулись работы над первыми советскими ТРД. По расчетам, двигатель ТР-1 должен был развивать взлетную тягу 1500-1600 кгс, что значительно превышало возможности трофейных немецких двигателей BMW 003 и Jumo 004 (развивали 800-900 кгс). Предполагалось также, что ТР-1 будет иметь меньший крейсерский удельный расход топлива и меньшую удельную массу. Под этот двигатель самолетостроительные КБ С.В.Ильюшина, П.О.Сухого, С.М.Алексеева, С.А.Лавочкина и А.И.Микояна получили задания на разработку экспериментальных истребителей и бомбардировщиков. Самолеты были построены, но летали не все. Наиболее известным среди них стал Ил-22 - первый советский четырехдвигательный реактивный бомбардировщик, который, хотя и назывался экспериментальным, являлся полноценным боевым самолетом, оснащенным всем необходимым вооружением и оборудованием.
Фото 13. М-50.
М-50 (по кодификации НАТО: Bounder) - советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик ОКБ Мясищева. Был построен только один прототип, который совершил первый полёт в 1957 году. Самолёт был оснащён четырьмя двигателями ВД-7: пара двигателей располагалась на пилонах под крылом, пара на законцовках треугольного крыла небольшого удлинения.
Фото 14. Т-4.
Т-4 («сотка») - ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого. Предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведение стратегической разведки.
Согласно легенде, «сотка» создавалась в конкурсе, основная задача которого была в разработке сверхзвукового истребителя авианосцев, а реальная задача - остановить набиравший обороты проект туполевского (Ту-135). В конкурсе участвовали: КБ Сухого (Т-4), КБ Туполева (Ту-135), Яковлева (Як-33 или Як-35), в результате конкурса выиграл Т-4. Самолёт должен был нести две крылатые ракеты Х-45.
После 10 полётов проект был закрыт. Единственный экземпляр находится в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ.
Фото 15. Як-36.
Як-36 (внутреннее обозначение: изделие В, по кодификации НАТО: Freehand - рус. выполненный от руки) - советский палубный штурмовик, прототип первого в СССР серийного самолёта вертикального взлёта и посадки Як-38.
Идея создания летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой родилась задолго до появления самолета и впервые была реализована в виде вертолета. Создание же самолета с аналогичными свойствами долгие годы задерживалось высоким удельным весом силовых установок и малой их мощностью. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в конце 1940-х, после появления турбореактивных двигателей. Однако от идей и стендовых моделей до реальной машины лежал путь длиной в два десятилетия.
Одно из первых предложений в этом направлении сделал в 1947-м инженер К.В.Шуликов, получивший авторское свидетельство на свое изобретение. Суть его заключалась в использовании поворотного сопла ТРД, что впоследствии и реализовали в английском СВВП «Харриер» и отечественных Як-36 и Як-38.
Фото 16. Су-27.
Просто самолет-«легенда».
Су-27 (внутреннее обозначение: изделие 10В, по кодификации НАТО: Flanker, Флэ́нкэр - англ. «Заходящий с фланга») - советский/российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.
Фото 17. «Аллея самолетов».
Вот и все «на сегодня».
Это 1 сотая часть всей экспозиции. Приходите, посмотрите! Этот музей - место куда хочется и хочется возвращаться, гулять!
Спасибо за информацию по самолетам:
• сайту Центрального музея ВВС в Монино -
http://www.monino.ru/• википедии -
http://ru.wikipedia.org• авиационной энциклопедии -
http://www.airwar.ru/ Как попасть в музей и контактные данные вы можете посмотреть здесь:
• телефоны и время работы:
http://www.monino.ru/index.sema?a=pages&id=2• схема проезда:
http://www.monino.ru/index.sema?a=pages&id=12&no_design=1 Спасибо за внимание!
P.S. «Бонусом» привет кАмраду
brazilnatal раз:
два: