Оригинал взят у
constantine_k33 в
Санкт-Петербургская епархия РПЦ (не гомолобби, но фабрика по производству ряженых монахов)«Монах есть тот, кто миру не причастен, кто говорит всегда с одним лишь Богом…» преп. Симеон Новый Богослов.
Мое открытое письмо посвящено нездоровой и опасной обстановке в Санкт-Петербургской митрополии, связанной с авторитарной властью правящих архиереев и инициированными ими монашескими постригами. За последние 5 лет особенно выделились Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (с его напористым архиереем Мстиславом Лодейнопольским) и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра ( или Александро- Невская братва, как ее назвал сам наместник епископ Назарий Лавриненко). Я решился на эту публикацию ввиду последних печальных событий, связанных с рассекречиванием гомосексуального лобби в лоне РПЦ МП. Конечно, тема о постригах не идет ни в какое сравнение с растлением молодых парней епископами и прочими представителями церкви, однако, ее игнорирование вскоре может привести к новым безобразным происшествиям, которые еще могут быть предотвращены на самых ранних этапах. У этого письма нет цели кого-то осудить или дискредитировать. Его цель: осведомить о происходящем петербургских прихожан, чтобы они не попали в ловушку и не участвовали в дешевом костюмированном представлении, происходящем под видом активной духовной жизни северной столицы; будущих несчастных молодых людей и мужчин, которых вынудят принять монашество и, конечно, самих архиереев, которые еще могут изменить свою манипуляторски- агрессивную политику, пока не поздно, пока мы не стали свидетелями новых сломанных судеб.
Начнем. Я несколько лет проработал при одном из указанных выше монастырей. Сначала меня очень грело, что я нашел духовное прибежище, настоящую общину, людей, которые стремятся послужить Богу и Церкви. Через полгода выяснилось, что это было каким-то временным прЕлестным мороком и внешней оболочкой. Со временем окружающая тяжелая и бездуховная обстановка окончательно что-то сломала внутри и я ушел ( о чем ни разу еще не пожалел). Еще когда я работал там и хотел высказать свои тревоги и опасения собратьям по работе и многим из клира, все коллеги по «цеху» единодушно говорили мне: «Не лезь ты никуда, оставь их всех в покое. Не твое это дело иерархов судить. Ты то кто такой чтоб свои порядки устанавливать?». Я в какой- то степени с ними согласился. Наверное, моя природная внушаемость повлияла на это. Но сейчас, благодаря обнародованию последних событий я не готов больше молчать. Я согласен с протодиаконом Андреем Кураевым в том, что долг каждого православного христианина, столкнувшегося с любой формой неправды внутри церкви, не смиряться с этим, не покрывать, а попытаться общими усилиями этот нарыв вскрыть и продизенфицировать. И это будет движением за очищение Церкви.
Теперь о самой обстановке в монастырях. Ситуация выглядит таким образом: архиереи, пользуясь своим непререкаемым авторитетом, давят на своих духовных чад, которые ,на их взгляд, могут стать чем-то полезными церкви в научно-богословской деятельности или в хозяйственно-трудовой. Они вынуждают принимать монашество, обещая оставить кандидата в него при том же образе жизни, какой он ведет каждый день. К постригу сейчас у нас чаще всего готовят просто социально неприспособленных людей или тех, кто принципиально не хочет трудиться на благо государства и общества или тех, кто просто ищет спасения от мирских искушений, надеясь на строгую казарменную дисциплину монастыря. Опять-таки, как верно говорил в одном интервью о. Андрей, архиереи в силу властолюбия и жадности очень нуждаются в такой бесплатной рабочей силе, в монастырских волонтерах. Ради возможных подачек или даже обещанных регалий иерарха, мужчины в этих монастырях и на подворьях готовы ежесуточно выполнять любые его поручения сверх меры, в ущерб своему душевно-физическому здоровью, семье.
Видя все это, я задавался вопросом: «и это монашество, которое предполагает избрание? Которое предполагает наличие особого духовного устроения человека, его стремление к уединению, к молитве, к богомыслию? Предполагает многолетний искус послушничеством, аскезой?» А потом такие постриженные со скандалом уходят из монашества надломленными или оставаясь в монашестве (что хуже) творят непотребства ( о многих из которых нам не дают забыть СМИ) и таких случаев все больше.
Многие новопостриженные монахи без всякого стеснения и робости прилюдно заявляют, что уход в молитву не для них, как и пост, и аскеза во всех ее формах. Они продолжают проводить время, шатаясь по городам и весям, по дорогим ресторанам, сидя в самых популярных развлекательных сетевых ресурсах, где своим поведением, похабством, словесным мусором приносят вред не только своим душам, но и дискредитируют монашеское призвание, Церковь и вносят смятение в души других людей. Мне казалось, что такие скоропалительные постриги под давлением священноначалия остались в прошлом , еще во временах правления митрополита Никодима Ротова. Но теперь помимо цели приумножения ученых и церковных специалистов, появилась и еще одна- приумножение количества монашествующих, которые будут весьма полезны в административно- трудовой деятельности городских монастырей: в исполнении любых приказаний архиереев.
К несчастью, а может и к будущему общему благу, эта проблема затронула меня лично, но не только в связи с моей работой при монастыре. Четыре года назад один из наместников указанных монастырей хорошо «обработал» моего друга, выпускника семинарии и заставил его постричься в монахи, обеспечив ему все обещанные антиаскетические условия. Друг мой как раз принадлежал к когорте самых эрудированных и богословски образованных. Такой кадр был просто необходим архиерею для его нужд. Сейчас друг изменился в худшую сторону, я его узнать не могу. На этом беды не кончились. Уже 7 месяцев как в монашество завербовывается мой двоюродный брат, который привлек архиерея своей услужливостью и исполнительностью. Иерарх (он же расчетливый буржуа) давно «ненавязчиво» намекал брату на то, что тот слишком нерешителен в избрании пути. К решительности его все-таки подтолкнули тяжелые жизненные обстоятельства, которые были на руку наместнику ( последний даже всегда обещал, что все социальные и финансовые трудности поможет ему решить, когда брат пострижется). Мне дорога жизнь брата и его судьба. И я еще надеюсь вытащить его из этого логова, во главе которого стоят расчетливые архиереи.
Пару слов об указанных обителях. Свирский монастырь действительно выделяется только авторитарностью наместника, его напором по отношению к кандидатам в постриженные и дальнейшим финансовым и попечительским покровительством. Особое внимание стоит уделить Александро-Невской лавре, которая из цитадели монашеской жизни превратилась в культурно-развлекательный центр с целым ассортиментом развлечений на любой вкус под маской православия. Уже и не понимаешь монастырь это или одна сплошная развлекаловка. В духовном плане лавра давно уже представляет собой не монастырь, а своеобразную сходку по религиозным интересам, прибежище людей, спасающихся бегством от общественной жизни и ее неизбежных трудностей, а также тех, кто вожделеет в кратчайшие сроки без прохождения многолетнего искуса, послушаний добиться должностей, пострига и следующих за ним привилегий.
Обе обители даже не скрывают своего праздного времяпрепровождения с пышными пирами и почти систематическим пьянством, которое поощряется и считается нормой. Пьянство-это очевидный факт, который уже и не прикрывается. Вполне обыденным действом во взаимоотношениях духовника-иеромонаха и его чада предложить последнему перед беседой, исповедью или после выпить вдвоем что-нибудь крепкое.
Финансовая сторона. Хочется отметить еще один важнейший нюанс этих монастырей и выводы вытекающие из него. Процитирую отца Андрея Кураева, который высказал полезное, на мой взгляд, предложение: « …дать побольше полномочий церковному народу. Для этого ,прежде всего, надо ввести гласное, поименное членство в приходе. Люди, делающие пожертвования в храм, получали бы определенные права и обязанности. Как члены прихода они имели бы право участвовать в приходском собрании, где решались бы серьезные проблемы приходской жизни общины. Например, я беру обязательство жертвовать на нужды общины, но и получаю право участвовать в принятии решений о том, куда идут приходские средства» В наших же питерских и областных безбедных монастырских приходах с барствующими жеманными архиереями, средства, полученные от несчастных бабушек и простодушных людей, идут на оплачивание интернета, мобильных коммуникаций, праздничных феерверков, заморских изысканных блюд и, естественно, алкогольной продукции.
Лично я очень ценю и уважаю монашеский духовный путь. Но только это монашество должно быть настоящим! А так: костюмы те же, атрибутика сохранена, обряд пострижения формально соблюден верно, вот только монахи эти ряженые получаются. Своим постригом приносят тяжкий вред и себе и окружающим людям. Настоящие монахи-аскеты это, например, иеромонах Роман Матюшин, ушедший в затвор, это насельники Соловецкой обители, Валаама, то есть люди, которые действительно «миру не причастны» , которые стремятся к уединению, к молитве, к аскезе, к хранению ума и очей, к отвержению развлечений (даже архиерейских). Попробовали бы наши иерархи предложить нынешним кандидатам в монашество жительство в таких местах и в таких условиях, да большую часть бы смыло тотчас. Вряд ли кто-н прельстится этой идеей и захочет променять комфортабельные условия в городских монастырях с интернетом, праздным досугом, роскошными трапезами, свободное перемещение по большому городу на такой нелегкий образ жизни. Архиереи это понимают и потому сразу же делают требования минимальными.
Конечно, я , как и многие другие неравнодушные и пострадавшие, надеемся на вмешательство нашего Патриарха и его очистительные реформы. Но если учесть, что так и не было еще вмешательства Его Святейшества даже в страшнейшие события последних недель, то надежду нашу стоит оставить в стороне (по крайней мере на какое-то время).
За всю изложенную информацию мы отвечаем. Впрочем, если начать проверку Санкт-Петербургской митрополии, во всем изложенном быстро можно будет удостовериться.
Всех православных петербуржцев призываю не оставаться в стороне! Мы вместе еще можем спасти будущих жертв неограниченной власти иерархов! Мы еще можем спасти многие судьбы! Такая беда может в любой день коснуться и вашего обольщенного архиереем родственника и вашего брата во Христе.
А уважаемым архиереям Санкт-Петербургской митрополии хотелось бы еще добавить: "Владыки, если вы не прекратите постриги по-конвееру, не установите в ближайшее время фэйс-контроль и не перестанете вербовать несчастных потерявших в жизни равновесие мужиков и молодых людей-семинаристов, то нам придется привлечь отечественную и зарубежную общественность и СМИ для борьбы с тем дурдомом, который вы учредили своей чересчур либеральной политикой".