Перестройка многое перестроила в привычной советской жизни. Одно из перестроечных новшеств - изменение отношения к женскому телу. Раньше, разумеется, тоже были люди, как люди. Красивое женское тело в официальной культуре присутствовало, но лишь как упаковка для подачи какой-то высокой идеи: красивая спортсменка, красивая доярка и т.д.
На втором этапе к нам из "цивилизованных стран" (так тогда обозначали Запад) пришли конкурсы красоты. Это было одно из первых очень зримых отступлений советской идеологии. Здесь уже и на первом, и на десятом плане была только форма. Примитивные вопросы порождали неизбежно примитивные ответы. Внешне это была попытка замаскировать пир чистой телесности и сексуальности, но в реальности эта часть конкурса только подчеркивала, что ум здесь совершенно излишен, что не ради него здесь собрались толпы зрителей. Конкурсы пришли в советскую жизнь как первый пир ничем не замаскированной публичной сексуальности. И в этом качестве они стали одним из катализаторов мощного подъема сексуальной революции, вскоре захлестнувшей страну.
Начиная с 1988 г. конкурсы красоты покатились по всей стране, дойдя до самой глубокой глубинки. Это были семена предложения, упавшие на давно созревшую почву потребительского спроса. В глазах масс сиял призыв "Даешь эротику!" В каждом приличном населенном пункте, университете и факультет, предприятии начали появляться свои "мисс чего-то". Я наблюдал первые конкурсы красоты на уровне Сыктывкарского государственного университета и Республики Коми (тогда Коми АССР). Но толчок этой массовой волне дал конкурс красоты в Москве. После этого местные власти поняли: раз в Москве можно, значит, нам тоже позволено.
И вот репортаж о том, как это было.
Оригинальный пост
http://www.livejournal.ru/themes/id/59867 Избранное за неделю: Конкурс «Московская красавица-1988», по словам секретаря МГК ВЛКСМ В.Панькина был вовсе не коммерческий: "Он несет важную, социально преобразующую функцию - спасти женщину от урбанизации, от затерянности в толпе, повысить престиж женщины в обществе".
Опубликовано: 2012-10-17 22:00:00
radulova
Отбор проходил в администрации парка культуры имени Горького. Очередь была в несколько километров, стояли не только молодые женщины, но и молодые мамами с детьми, с мужьями, с какими-то авоськами.
Одним из организаторов конкурса был Леонид Якубович. На отборе он просил девушек приподнять юбки.
Первые конкурсы красоты, прошедшие в 1988 году в Вильнюсе, Риге, Ленинграде, Одессе, не остались незамеченными, и билеты на представление невозможно было достать. Три призерши конкурса «Рига-88», к примеру, получили по шубе.
Конкурс «Московская красавица-1988» стартовал 14 апреля и продолжался два месяца. Девушкам было запрещено в период подготовки и во время конкурса давать интервью, делать заявления, позировать перед "чужими" теле- и фотообъективами, в противном случае девушки выбывали из дальнейшей борьбы и обязаны были вернуть призы и вознаграждения.
В финал, проходивший во Дворце спорта в Лужниках, вмещающем десять тысяч зрителей, вышли только 36 участниц.
Директор конкурса Марина Парусникова вспоминала: "Я на всю жизнь запомню пресс-конференцию, которая у нас была. Было такое количество журналистов, висели буквально на люстрах. И вот эти шесть наших финалисток, маленьких, сейчас я понимаю, что это были дети…"
"Когда в финале осталось шесть конкурсанток, мы поняли, что даже не посмотрели их паспорта. Заглянули... Оксана Фандера - не имела московской прописки, она тогда только приехала из Одессы покорять столицу. Значит, сделать ее «Московской красавицей» по понятным причинам мы не могли. Поглядели в паспорт к другой. Ира Суворова оказалась замужем и с ребенком. Лена Дурнева... Глупо, конечно, но представьте: как звучит - первая московская красавица Елена Дурнева. Поменять ей фамилию за один день - нереально. Потенциальных победительниц осталось трое: Лена Передреева, Катя Чиличкина и Маша Калинина. Так эдаким Юрием Гагариным и стала Маша Калинина - красивая девушка с русским именем и фамилией".
Дискуссия в журнале