Везде, где бываю, обращаю внимание на уличную моду, которая очень существенно отличается от моды подиума. Эта мода является нормой, формулируемой в терминах здравого смысла: "сейчас это носят все". Уличная мода - это текст, в котором в туманной форме говорится об уровне жизни, вкусах и даже мировоззрении местных жителей.
На улицах Барнаула в женской одежде четко выделяются две категории: пуховики и шубы. Последние, несмотря на то, что их делают не только у нас (например, Греция - мировой поставщик норковой продукции), все же выступают ярким маркером национального вкуса. У нас любят меха, как нигде. Это рационализируется в терминах климата: "у нас без меха не проживешь!" И чем севернее, тем убедительнее эта логика. Однако достаточно съездить на Север Скандинавии, чтобы увидеть, что дело не только в холоде. Просто зеленое сознание не дошло до нас, застряв на просторах Восточной Европы. Если подходить к этой особенности с эстетической стороны, то наличие шуб на улицах города делает толпу наряднее, элегантнее, создавая впечатление достатка заметного слоя людей, достаточно богатых, чтобы купить шубу, но не на столько, чтобы скрывать ее в собственном автомобиле.
Пуховики - это тоже текст, но говорящий совсем об ином. Это, во-первых, маркер глобализации. Первые пуховики как уличный наряд в массовом масштабе и в достаточно примитивной форме и адекватной ей комфортности пришли к нам из Китая на рубеже 1980-90-х гг. и особенно в начале 1990-х гг. До этого это была одежда альпинистов и туристов. Я сам в первой половине 1990-х гг. купил в Москве у знакомых альпинистов самодельный пуховик за 25 тыс. руб. Во-вторых, это маркер зеленого сознания, захватившего существенную часть западного рынка, что отразилось на структуре производства, в т.ч. и в странах, далеких от озабоченности судьбой животных. И в качестве модного объекта пуховики в массовом масштабе сейчас пришли к нам уже в гораздо более многообразных формах, чем в 1990-е гг. и существенно более функциональными. Среди них уже заметное место занимают модели западных, особенно скандинавских и американских фирм (down-padded coat). При этом породившее их зеленое сознание и логика зимнего альпинизма выведены современным российским потребителем, выходящим в этой одежде на улицу, за скобки в силу ее неуместности.
Мужская уличная мода Барнаула гораздо более однообразно: пуховики преимущественно однотипно мрачных, но функциональных тонов. И я в своем новом пуховике, привезенном из Сыктывкара, органично вписался в местную толпу.