Величайший парадокс человеческой истории состоит в том, что его технический прогресс приближает его к концу света. Чем быстрее технический прогресс, от которого бесконечно отстает прогресс моральный, тем этот конец ближе. Правда, его формы могут быть разные. Одна из них - гибель в собственных отходах.
Мусорная река в Бейруте во время кризиса 2015 г. Фото АР.
Крошечный Ливан показал, что мусор - это серьезно. В 1997 г. под Бейрутом сделали «временную свалку». Через 17 лет (в 2015 г.) жители пригорода, находящегося рядом с ней, взбунтовались и перекрыли вывоз мусора. В результате сам Бейрут стал быстро превращаться в гигантскую свалку. Теперь взвыл народ уже в столице. В стране разразился политический кризис. Разговор с мусора перешел на коррупцию и неэффективность власти, а затем зазвучало устрашающее слово «революция». Количество демонстрантов превысило сотню тысяч. И это при том, что в самом Бейруте (без пригородов) 0,5 млн жителей. Эти события стали даже называть «мусорной революцией» (
см. ).
Выход нашли в организации двух новых «временных» свалок в других столичных пригородах. Кроме того, прошел слух, что подписано секретное соглашение о вывозе мусора «на переработку» в Краснодарский край. Тайное, ставшее явным меняет ситуацию. Реализация такого проекта была чревата экспортом в Россию не только мусора, но и социального конфликта. Российские власти и бизнес тогда открестились от таких подозрений.
А мусор под Бейрутом по-прежнему копится без всякой переработки (
см.).