Чем дольше я работаю в системе образования, чем больше вижу разные вузы и школы, тем сильнее ощущение, что мы активно движемся, но в направлении, где маячит тупик. Мы движемся, но почему-то сдвиги лишь с большой натяжкой можно описать в позитивных терминах.
Вот некоторая информация к размышлению в виде взгляда на нашу систему образования в сравнительном ракурсе (привожу конспект журнального материала - Журнал "Огонёк" №49 от 16.12.2019, стр. 26).
Бедные, но умные
В России выявлена поголовная недообученность
(Журнал "Огонёк" №49 от 16.12.2019, стр. 26)
В начале декабря 2019 г. был представлен аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов», подготовленный Федеральным институтом развития образования (ФИРО) РАНХиГС. Впервые показатели отечественной системы образования сопоставляются с показателями развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а уровень образования в стране прямо связывается с ее экономическим развитием.
Александр Трушин
Россия - одна их самых образованных стран в мире. И это не лозунг, а реальное положение дел: 63 процента населения в возрасте от 25 до 64 лет, говорится в докладе, имеют третичное образование (дипломы об окончании вузов и колледжей, где готовят специалистов среднего звена). По этому показателю из 46 стран - членов ОЭСР и партнеров мы уступаем только Ирландии и Канаде. <…>
Во всем мире высокая доля населения с третичным образованием в стране сопровождается высоким уровнем ее экономического развития. <…> Но Россия, как всегда, - парадоксальное исключение. При образцово-показательном уровне образования мы занимаем не лидирующие строчки в экономических рейтингах, а весьма скромное 36-е место из 46 стран ОЭСР по объему ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС). Наш показатель 25 767 долларов, а текущая позиция - между Турцией и Чили. Если бы мы соответствовали общемировой тенденции, то этот показатель был бы в два раза выше, подчеркивается в докладе,- где-то на уровне США.
Объяснить этот парадокс «Огонек» попросил автора доклада, директора Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марка Аграновича.
- Есть две страны, выбивающиеся из общего тренда: это Россия и Люксембург,- говорит он.- У нас экономическое развитие сильно отстает от уровня образования. А в Люксембурге, наоборот, опережает. Там ВВП на душу по ППС просто зашкаливает - 105 139 долларов, хотя уровень образования, в общем-то, средний по ОЭСР. В этой стране зарплаты учителей на втором месте среди бюджетников. А на первом - зарплаты воспитателей детских садов. <…>
Выяснилось: в России среди людей с третичным образованием в возрасте от 25 до 64 лет очень высока доля людей со средним профессиональным образованием - в два с лишним раза выше, чем в странах ОЭСР. У нас выпускники СПО составляют 44 процента, бакалавры, специалисты и магистры - 55 процентов. Средние показатели ОЭСР - соответственно 17 процентов и 81 процент.
Это большая неожиданность. Ведь у нас на всех углах твердят, что предприятиям не хватает рабочих и специалистов среднего звена: в топ-10 самых дефицитных профессий в России входят сварщики, слесари, операторы станков («Огонек» подробно писал об этом в № 45 за 2019 год). Марк Агранович объясняет:
- В развитых странах человек, получивший среднее профессиональное образование, продолжает учебу в системе дополнительного профобразования (ДПО). И со временем заканчивает вуз. Почти всеобщее высшее в современной России - это значительное количество дипломов, полученных в вузах с сомнительной репутацией. <…>
Другой отмеченный в докладе нюанс: структура специальностей в наших университетах сильно перекошена.
По сравнению со сложившимися в странах ОЭСР моделями у нас до сих пор, как и в СССР, преобладают выпускники инженерных и технических специальностей, связанных с производством,- их выпускают в полтора-два раза больше, чем в развитых странах.
Российских абитуриентов призывают поступать в технические университеты, а число бюджетных мест в вузах по социально-экономическим, гуманитарным и медицинским направлениям в последние годы резко сократилось. По этим направлениям доля выпускников у нас намного ниже, чем в развитых странах, где, наоборот, акцент делается на подготовке по социальным наукам, искусству, педагогике. Эту позицию Марк Агранович комментирует так:
- Начнем с того, что многие наши инженеры не работают по специальности! Либо зарплаты маленькие, либо их подготовка не устраивает работодателей. Есть у нас технические вузы, выпускников которых отрывают с руками. Но таких вузов немного. Сегодня просто невозможно выпустить готового специалиста, его надо доучивать. <…> У нас экономисты, юристы и медики очень востребованы рынком труда. На эти направления абитуриенты идут вопреки мнению Минобрнауки и несмотря на то, что семьи при этом несут высокие затраты.
Есть еще одна отечественная «особенность»: очень много у нас тех, кто получил «неочное» третичное образование. Доля заочников в СПО - 31 процент против 6-7 процентов по странам ОЭСР. В бакалавриате - 49 процентов при среднем значении по странам ОЭСР 21 процент, а в магистратуре - 36 процентов против 17 процентов. Автор доклада убежден: заочное образование по качеству не равно очному. Это надо учитывать, когда мы говорим о высокой образованности в нашей стране. <…>
Отличия родной системы образования от развитых стран начинаются с самого раннего возраста. Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Хекман доказал, что наибольшая отдача от инвестиций в человеческий капитал получается именно в дошкольном образовании, причем в младших возрастах. По международной классификации различают два уровня дошкольного образования: программы раннего развития (до 3 лет) и предшкольное образование (от 3 лет и выше). Так вот, Россия не только отстает от развитых стран по охвату детей программами первого уровня, но даже снизила этот показатель по сравнению с 2005 годом (с 21 до 19 процентов). Одна из причин: ключевым показателем федеральных образовательных программ стало обучение именно на предшкольном этапе. В итоге многие дети у нас просто не проходят первую стадию развития. А значит, и не развиваются так, как нужно в этом возрасте. В большинстве стран очень важную роль в дошкольном образовании играет негосударственный сектор, особенно в сфере услуг раннего развития. В Израиле и Индонезии доля частного сектора достигает 100 процентов. В России частных детских садов - 1 процент от общего числа дошкольных учреждений.
Дальше - начальная школа. В большинстве стран дети идут в первый класс в 5-6 лет. Только у нас и в Турции - в семь.
В странах ОЭСР начальная школа, как правило, занимает 6 лет. У нас - только 4 года. Это еще одна традиция советских времен, когда продолжительность обучения в начальных классах колебалась от четырех до трех лет. <…>
Еще одно серьезное отличие - сроки обучения. Почти во всех странах ОЭСР дети учатся 12, 13, а то и 14 лет, в основном с 6 до 19 лет. У нас - 11 лет. При этом академическая нагрузка на учеников (число уроков) у нас меньше, чем в среднем по ОЭСР - да, да! Как бы ни возражали родители - в начальной школе 599 часов в год против 799 часов, в основной школе - 803 часа против 919 часов. Слишком уж много в стране праздничных дней и чересчур долгие каникулы. Поэтому и такие нагрузки в школе - наши дети должны усваивать примерно такой же объем учебного материала, как и их сверстники в других странах, но за меньшее количество часов.
<…> В начальных классах российские школьники гораздо больше, чем их зарубежные сверстники, изучают родной язык и литературу и существенно меньше - иностранный язык и социальные науки. В 5-9-х классах российских школ гораздо больше, чем за рубежом, уделяется времени на изучение естественных наук. В развитых странах дети в этом возрасте изучают искусство и второй иностранный язык - у нас этого практически нет. <…>
Невысокий уровень расходов на образование в отечестве удручает, но, оказывается, соответствует уровню нашего экономического развития, так отмечается в докладе.
Вот занятные цифры из этого документа: средняя величина расходов на 1 школьника по странам ОЭСР составляет 10 тысяч долларов в год, в России этот показатель ниже более чем в два раза - 4,2 тысячи долларов. Средняя годовая заработная плата педагогов в развитых странах варьируется от 15,1 тысячи долларов в Латвии до 108,7 тысячи долларов в Люксембурге. Среднее значение по странам ОЭСР - 42,9 тысячи долларов. Заработная плата учителей в РФ составляла в 2016 году 23,3 тысячи долларов (по ППС, до налогов и социальных вычетов). Но самая впечатляющая цифра - это доля государственных расходов на образование в процентах от ВВП: на школу мы тратим 1,9 процента, на СПО - 0,1 процента, на ВПО - 1 процент. Это самые низкие показатели по ОЭСР… <…>
Наше образование - парадоксов друг. Считается, что рабочих специалистов не хватает - а их переизбыток. Не первый год идет борьба с «неправильными» приоритетами абитуриентов - их изо всех сил направляют на технические специальности, а большинство свежеиспеченных инженеров остаются без работы, и спрос как раз - на гуманитариев. Дети в школах задыхаются от непомерной нагрузки, но, оказывается, недорабатывают. Система дополнительного профессионального образования, без которой в наш инновационный век никуда, просто не создана. И в итоге «самое лучшее» образование оказывается на деле совсем не «самым», а «всеобщая образованность» - почти поголовной недообученностью.
Трушин Александр
https://www.kommersant.ru/doc/4170764?