Симптомы кризиса: "Исчезать стало не только демонстративное потребление..."

Dec 19, 2017 15:53

Экономический кризис вывелсущественную часть потребителей в режим бюджетного дефицита, при котором лишних денег нет. В этой ситуации меняется логика покупательского поведения, оно вынужденно становится более прагматичным и рациональным, поскольку платить за понты денег уже нет. Правда покупка понтов не столь уж бессмысленное занятие. Это покупка радости, т.е. дополнительной потребительной стоимости. Например, можно попить воды из-под крана и утолить жажду, а можно выпить чашку любимого напитка в уютном месте и в хорошей компании. С точки зрения базовых потребностей разницы нет, она в деталях, которые наполняют жизнь бесполезной радостью.

Партнер BCG и глава экспертной практики по розничной торговле и потребительским товарам в России и СНГ Иван Котов (Коммерсантъ.16.12.2017) дает такую характеристику изменения логики потребителского поведения:
«Фундаментальное восприятие жизни нашими согражданами изменилось, и я уверен: если уж мы выходим на такую метафизику, для оздоровления нации это даже хорошо. Кто-то называет эту ситуацию “новой реальностью”, я называю это “перезагрузкой”. Благодаря экономической ситуации мы стали более зрелыми как потребители <...>
За время кризиса потребители стали чаще отказываться от необязательных трат (сейчас, по данным BCG, о такой тактике говорят 36% против 33% в 2013 году), делать покупки по акциям (57% против 40%), отдавать предпочтение дискаунтерам и аутлетам (46% против 33%), сравнивать цены в интернете (47% против 40%) и покупать товары под собственными торговыми марками ритейлеров (34%, в 2013 году вопрос не задавался).

Ценность брендов в глазах россиян за эти годы существенно снизилась. По данным BCG, сейчас лишь 24% респондентов соглашаются с тезисом «Бренды отражают то, кем я являюсь, мои ценности и идентичность», в 2013 году таких было на 10 п. п. больше (34% опрошенных). Степень лояльности отдельным брендам зависит от категории товаров, но в целом она довольно низкая, подтверждают в Sberbank CIB: по их данным, ищут товары определенных брендов лишь 16% покупателей, а 40% вообще говорят, будто «всегда покупают то, что дешевле».<...>

«Выбирая товар, люди уже в меньшей степени, чем ранее, ориентируются на бренд, однако возрастает значение таких факторов, как, во-первых, собственный пользовательский опыт, а во-вторых, рекомендации родных и знакомых. Мы видим этот тренд и в других странах, но у нас раньше сохранялся какой-то перекос»,- рассуждает Котов.
«Раньше,- продолжает он,- многие люди чувствовали, что, если они могут тратить деньги, они как бы покупают себе следующий социальный класс. Сейчас непрагматичный покупательский спрос исчез. Исчезло такое поведение, когда люди ходили в ресторан не поесть, а себя показать и на других посмотреть, когда все, условно, на стол ставили сумочки элитного бренда и те, кто не мог купить оригинал, покупал подделку. Потребители стали практичнее, они ищут скидки, лучше понимают соотношение цена-качество».<...>
"Исчезать стало не только демонстративное потребление, но и возможность запросто купить себе немного счастья".
"Общее отношение к шопингу улучшилось (с утверждением «Я люблю шопинг, он приносит мне удовольствие» сейчас соглашаются 41% респондентов против 32% в 2013 году), однако, отмечает Котов, это произошло за счет улучшения «той среды, в которой совершаются покупки: стал выше уровень сервиса, просторнее магазины и т. д. Но, поскольку покупательская способность падает, покупать-то мы не любим». И если в 2013 году 60% респондентов были «счастливы, поскольку могут покупать новые вещи», то в 2017-м таких осталось 46%. И с 42% до 28% сократилась доля тех, кто говорил, что чем больше он покупает, тем он счастливее".


шопинг, повседневность кризиса

Previous post Next post
Up