Архитектура фашистской Италии: РАЦИОНАЛИЗМ

Oct 29, 2017 11:00

Оригинал взят у lord_k в Архитектура фашистской Италии. Рационализм

В 1922 г. в Италии пришли к власти фашисты.

Строительство нового государства требовало нового искусства. Для фашистов, которые очень много позаимствовали у футуристического движения, было бы естественно сразу обратиться к проектам Сант' Элиа и развернуть строительство новых городов и грандиозных урбанистических комплексов от Альп до Сицилии. Однако ничего подобного в 1920-е годы не произошло - желание было, а средств на осуществление подобных замыслов не было. К тому же фашистское руководство поначалу воздерживалось от активного давления на мир искусства. Поэтому в больших и малых городах продолжали строить дома в самых разных стилях - от неоклассицизма до необарокко.


Час нового стиля пробил в 1926 году, когда 22-летний выпускник Высшей архитектурной школы в Милане создал "Группу 7". Молодого архитектора звали Джузеппе Терраньи. Убежденный фашист, он считал, что новому обществу необходима новая среда - свободная от пережитков прошлого, предельно функциональная, располагающая к коллективному труду и коллективному досугу. В четырех статьях, опубликованных в 1926-1927 гг., он сформулировал идеи, ставшие принципами нового направления в итальянской архитектуре - рационализма.

В принципе, все то, что яростно отстаивал Терраньи, уже было сформулировано и частично реализовано в других странах - СССР, Германии, Нидерландах. Советский конструктивизм, германский Баухауз, голландский De Stijl зиждились на тех же принципах, которые проповедовал молодой итальянец, чувствоваший себя первооткрывателем. Единственная разница - в идеологии: если за пределами Италии архитекторы-модернисты придерживались коммунистических или просто левых убеждений, то Терраньи и его шестеро единомышленников были фашистами.


Теорию оказалось не так-то просто проверить на практике. Конкурсные проекты основателя "Группы 7" отвергали чаще, чем принимали. Забегая  вперед, скажу, что в каталоге его работ большинство пунктов снабжено красной пометкой "не осуществлено". Тем не менее Терраньи на протяжении 13 лет с исключительным упорством участвовал в самых разнообразных конкурсах, а остальные члены "семерки" - Либера, Фиджини, Поллини, Фретте, Ларко и Рава - не отставали. И к концу 1930-х годов добились большего, чем их идеолог. Судьба распорядилась так, что самой большой - во всяком случае, самой высокой постройкой по проекту Терраньи стал памятник павшим, сооруженный в Комо по эскизу Сант' Элиа. Не откажу себе в удовольствии разместить еще одну фотографию этого монумента:


Поселившись в Комо, Терраньи все-таки получил заказ на большой жилой дом, строительство которого было закончено в 1929 году и вызвало в провинциальном городе большой-пребольшой скандал. Но шум утих, дом благополучно стоит на том же месте, а Терраньи заметили и стали приглашать на международные архитектурные конгрессы и даже доверили оформление одного из залов на римской выставке в честь 10-летия фашистской революции. Вот этот дом, пышно названный Novocomum (т. е. "Новый Комо"):


Это не самая знаменитая работа Терраньи. Наибольшей известности удостоился Дом Фасций (Casa di Fascio) в Комо, построенный в 1932-36 гг.:


Сравнительно новое, хотя для первой половины 1930-х годов уже не новаторское решение - конструкция вынесена наружу, стены внутри каркаса. Точно по такой же схеме выполнен проект Дворца Конгрессов, который Терраньи через пару лет подал на конкурс Всемирной выставки. А Дом Фасций успешно копировали архитекторы самых разных стран. Совсем недавно видел снимок здания в Нью-Йорке, похожего на штаб-квартиру ломбардских фашистов как две капли воды. Фотографии дома в Комо можно встретить в десятках книг по истории архитектуры и на сотнях Интернет-сайтов:


В тот же период Терраньи проектирует несколько жилых домов в Милане:


Casa Rustici


Casa Lavezzeri

и вместе с коллегами подает на конкурс проект дворца Литторио, который собирались строить в Риме недалеко от Колизея. Проект смелый - крылья здания и в самом деле крылья, огромная конструкция нависает над землей без опор:


Конкурс выиграл другой проект, не столь смелый, а дворец так и не построили. Тем не менее рационализм дошел до Рима - в этом стиле было выстроено здание министерства почты (1933-34):


Терраньи, став мировой знаменитостью, звездой архитектурных конгрессов и объектом поклонения Ле Корбюзье, продолжал бороться за признание - да что там признание, заказы! - у себя на родине. Но проигрывает один конкурс за другим. Остался невостребованным и проект многоэтажного ресторана для Новой Ярмарки в Милане (1937-38):


Конкурс на проект Дворца Конгрессов для Всемирной выставки 1942 Терраньи проиграл. Лучшим был признан проект его старого соратника Адальберто Либера. Основатель "Группы 7" тяжело переживал поражение и начал переосмысливать свои принципы. Одним из его последних проектов стал... надгробный памятник, вполне неоклассический по стилю:


В 1939 году Терраньи покинул Италию и два года работал в Югославии и в СССР. Сведениями о его проектах этого периода я не располагаю. Он умер в Комо 19 июля 1943 года - за шесть дней до падения фашистского режима. Разумеется, сам итальянский рационализм оказался гораздо более плодотворным и удачливым направлением, чем отдельно взятый архитектор. Однако именно Джузеппе Терраньи был самым первым, самым радикальным и самым бескомпромиссным рационалистом. Поэтому я решил вначале рассказать о нем, а затем - и о кварталах в новом стиле, и о новых городах, которые все-таки были построены.


архитектура, Италия, история 1930-40

Previous post Next post
Up