ДАУНШИФТИНГ В КОСТРОМСКУЮ ГЛУБИНКУ

Jul 07, 2011 23:45

Процессу умирания российской глубинки в результате миграции оттуда населения противостоит пока еще очень слабая и экзотическая практика возврата туда людей, которых чаще всего большинство считает чудаками. Для обозначения этого явления в русский язык было перенесено из английского и соответствующее понятие: даунщифтинг (буквально перевод автомобиля на более низкую передачу). Разумеется, пока нет оснований видеть в этом явлении выход из надвигающегося тупика, т.к. обратный поток слишком слаб. Но умные люди, опережающие время, никогда не выстраиваются в массовые потоки.
Одним из мест, привлекательных для дауншифтинга, является Костромская область: и от центра недалеко, и глушь не хуже, чем где-нибудь в Сибири.
Об одной из таких попыток дауншифтинга рассказала районная газета "Кологривский край".

"Зимовая станица"

ГОДА три назад на улицах Кологрива стали попадаться на глаза молодые люди необычной внешности. Не просто с длинными волосами, а даже с заплетенными в косички, в куртках с бахромой. Совсем как из вестернов про индейцев и ковбоев времен освоения американского Запада.


А летом 2009 года, в День молодежи, они приехали на городскую площадь на трех оседланных конях, чтобы покатать желающих, особенно позабавить ребятишек, для которых даже в нашей глубинке лошадь уже экзотическое животное. Да что дети, один земляк решил вспомнить молодость, когда служил пастухом. Но сам не правил, коня хозяин провел под уздцы вокруг городского сквера. Разучился!

Конечно, любопытно: кто такие, да откуда? Люди у нас в деревне долго присматриваются, стараются понять нового человека, оценить - что он стоит. В любой деревушке какая-нибудь бабуся тут же неназойливо выведает: чей ты, желанный, да откуда? В деревне Иваново, где обосновались эти молодые люди, теперь такой бабушки нет. А еще недавно была: родилась при царе, помнила правление Ленина и Сталина, всю жизнь провела в труде, и на девятом десятке очень жалела, что доброго помещика убрали.

Мы в редакции давно собирались познакомиться с новыми поселенцами, побывать у них, и вот недавно это нам удалось. Теперь можем рассказать о них подробнее.

В ДЕРЕВНЕ Иваново была в свое время усадьба помещика Николая Григорьева, уездного земского начальника. Велось культурное усадебное хозяйство. Занимались лесопромышленностью. Барки строили. Содержали приют для крестьянских сирот. Любительские спектакли ставили. Сейчас от усадьбы сохранился только парк, ставший памятником природы. Потом была деревня колхозной, затем совхозной, а к приезду поселенцев, можно сказать, обезлюдела.

Как говорит глава небольшого семейства Антон Островский, красивая окружающая природа, уединение, проезжая дорога до Кологрива приглянулись в поездках по российской глубинке.

- Мы искали именно такое место, где бы никому не мешали и нам никто не мешал. Природа здесь замечательная. Под Петербургом, откуда приехали, такой уже давно нет.

- Как же вы решились на переезд в такие места, которые покинули многие местные жители? Ведь жизнь в таких малых заброшенных деревнях непростая? - спросили мы.

- Живем мы на свои средства, своим натуральным хозяйством. Купили дом для жилья, скоро еще один приобретем. Сейчас оформляем покупку около 20 гектаров земли для развития своего хозяйства. Нас поддерживают Петербургское дворянское собрание, казачество. Есть под Петербургом станица «Ладожская» Северо-западного казачьего округа, там живут наши друзья. Среди казаков, кстати, были тоже дворяне. Те и другие имеют очень древние корни. Отец мой из казаков. Да и к костромской земле имею отношение, один из моих дедов, Юрий Голубев, родом из Мантуровского района.

Вот уж действительно, казацкому роду нет переводу! Для русского Севера казаки не чужды. Многие землепроходцы из казаков: Семен Дежнев, Ермак Тимофеевич… Да и по Унже в 17 веке пробирался на север отряд разинского атамана Ильи Пономарева, отметив свое пребывание в Верхнеунжье - в Банчурах и Воскресенье-Стан. Сейчас в нашей области тоже имеется Костромской казачий отдел.

Антон Островский из донских казаков. Корни их уходят в глубокую древность. Не утомляя читателей историческими подробностями, сошлемся на Николая Карамзина, который считал их «народом скифским языка славянского». В давние времена в низовьях Дона (Тана) на землях Войска Донского проживали Царские Скифы. Казачьи историки определяют в так называемой Великой Степи даже целую страну Казакию - «от Сана до Саяна».

Все это, конечно, современному человеку не совсем ясно. Но очевидно, что казачье воинское сословие сложилось преимущественно из воинственных жителей степей, а не из подневольных хлебопашцев.

Ивановские поселенцы поддерживают эти древние традиции. Многое расскажут вам о казачьих истоках, древних Богах. И даже задумали создать на берегах Унжи казачью станицу с характерным названием «Царскоскифская станица Tyathe d Any» (что означает Дети или Владыки Неба). Здесь могут поселиться их единомышленники, присоединиться и местные жители.

ПОКА что деревня Иваново - одна из полуразрушенных, исчезающих деревень, где осиротевшие дома зияют провалами пустых окон, утопая в глубоком снегу. Даже яркое закатное солнце сквозь заснеженные деревья не оживляет пейзажа.

И только у одного дома, что в стороне от въезда в деревню, заметны признаки жизни. Среди рулонов сена несколько вороных и гнедых коней подняли головы, рассматривая подъехавших. Два мохнатых жеребенка жмутся друг к другу. Тут же корова с почти годовалой телухой.

- Наши животные живут почти на вольном содержании, - рассказывает глава будущей станицы. - У нас 6 коней, корова с теленком, два пятнистых оленя, козы, куры, 5 фазанов…

Не злобным лаем встречает лохматый, как у нас говорят, трехшерстный, пес Клаус. Другого верного сторожа хозяева, видимо, предусмотрительно не выпустили. А так все животные достаточно спокойны и не очень-то шарахаются от незнакомого человека. Каждое из них достойно отдельного рассказа.

- Лошади у нас русской рысистой породы. Она выведена от скрещивания орловской рысистой с американской. Но резвее. В родословной у них известные предки. Некоторые из них принимали участие в бегах и имеют призовые места. Обращаемся мы с ними собственным методом в духе Александра Невзорова - без лишних жестокости и насилия. Сейчас эта элитная порода нуждается в восстановлении. Мы тоже этим будем заниматься.

Коней сюда привезли на машине. Среди них выделяется жеребец Одиссей. А кобылы - со звучными именами - Гортензия, Орхидея. Жеребята вскоре отправятся в станицу Ладожскую в Петербург. Остальные будут использоваться в конном туристическом маршруте по окрестностям Иванова. Каждый желающий, взрослый или ребенок, сможет выбрать лошадь по своим способностям, порезвее или посмирнее. Это не только забава, а еще и иппотерапия - живое общение человека с благородным животным. На подворье планируют построить новую конюшню и будут увеличивать поголовье коней.

Хозяева станицы сели на коней без седел. Глава с длинным посохом в руке, увенчанным пучком перьев, посадил впереди себя почти двухлетнего сына Юрия: «Чем раньше на коня, тем лучше!». Он родился уже здесь, на кологривской земле. Казачок безбоязно прогуливается чуть не под ногами коней. Глядя на эту живописную группу через видоискатель фотоаппарата, мгновенно вспомнил слова Александра Блока: «Да, скифы - мы!»

В НАШИХ лесах из семейтва оле-ньих только лоси, да и то не каждый их видел в натуре. А здесь в небольшом вольере живут пятнистые олени. Входим с Антоном к оленихе Аленушке. За нами врывается Клаус и начинает с ней играть. Когда успокоится, олениха может подойти к руке с хлебом. Сейчас ей одиноко - партнер ее Данька приболел, на излечении в теплом доме. А хозяева собираются завести в своем Оленьем парке еще благородных оленей, маралов и даже северных оленей, кстати, последние в конце 19 века иногда заходили с севера в приунженские леса.

- Почему олени? - поясняет Антон. - Нам хочется сохранить исчезающие виды животных, которые как-то выпадают из поля зрения человека, возобновить общение с ними.

Между прочим, олень - древний казачий символ. Даже один из вариантов происхождения слова «казак» производится от скифского «кос-сака» - белый олень. С 1918 года «белый олень, пронзенный черной стрелой» на печати Всевеликого Войска Донского.

- В бывшем доме Аганичевых тоже много необычного. У крыльца стоит в сугробе, почти как на питерских задворках, видно давно ненужный хозяевам белый авто. Рядом забавная конная тележка. При входе на стене висят хомуты, сбруя, на перилах - седло.

В доме представили еще одного экзотического обитателя. Из небольшой сумочки пронзительно и недовольно скрипит большой любитель сахара, сумчатый австралийский опоссум. Похож на серую обезьянку с большими глазами и хвостом, как у лемура. Резво карабкается по стене, по проводке. Была у него подруга, но однажды летом пропала. Пригретый солнышком, этот зверек любит посидеть и попеть на березе, заменяющей эвкалипт, полакомиться кузнечиками. Днем он спит, а ночью бодрствует.

Вместо кошки ночью в доме неслышно появляется юркий горностай, распугивая обнаглевших мышей.

- А вот и наш олень!

Он покорно лежит на охапке сена под телевизором, подчиняясь лечению, пока нога не зажила. А на нём спокойно уселся кролик. Идиллия!

Мы с Антоном сидим в главной комнате деревенского дома. В прихожей занимаются своими делами две хозяйки: Вероника и Настя. Низкое закатное солнце заглядывает в окна. Над столом нависает сухая ветвь сосны, увешанная амулетами. Заметно, что это не зимовье каких-то отшельников. Изредка запоет сигнал мобильного телефона. На тумбочке телевизор. На кровати - ноутбук.

- А не обижают ли здесь вас волки? - спрашиваю, вспомнив о целой стае их на понговской дороге.

- А мы со всеми животными, в том числе дикими, хищными, стараемся жить мирно и дружно, - с улыбкой говорит Антон. - Например, у индейцев считается главным подвигом охотника коснуться зверя, не убив его. Потому, если у деревни появился волчий след, оставляем угощение - остатки после забоя теленка, и зверь уходит, не причинив вреда. Видите, какой у нас состав животных, ходят свободно. Мы даже готовы выкупать и приютить зверей, птиц, которые страдают при лесозаготовках. Вот еще одна наша цель - создание центра помощи животному миру, страдающему от хозяйственной деятельности человека. В этом нас поддерживает Императорское общество покровительства животным имени Александра II.

Такое же щадящее отношение у поселенцев и к растительному миру. Учитывая, что в нашем районе сохранность лесов лучше, чем под Петербургом, они за бережное отношение к окружающим лесным массивам. Готовы содействовать охране лесов от незаконных порубок, организовать казачий патруль в пожароопасный период. И предлагают частично перепрофилировать хозяйственную деятельность в районе с лесозаготовительной на более полное использование даров природы. По их расчетам, разница в цене леса на корню и леса пиленого сейчас минимальна, выгоднее заготовлять не древесину, а производить грибную продукцию, пользующуюся спросом в крупных городах. Но для этого необходимо создание производственных мощностей по сбору и переработке грибов с участием местного населения. Для сохранности лесов при строительстве жилья, по их мнению, лучше бы использовать преимущественно не древесные материалы, а применять землебитный способ, как в свое время советовал Ефим Честняков.

Новые жители Иванова готовы к сотрудничеству с коллективами школ района в рамках совместной экологической программы по воспитанию у детей бережного отношения к живой природе.

Вскоре после нашего разговора казаки засобирались в Петербург со своими проблемами по исполнению своих замыслов. Не на чёрте, как парубок Вакула, и не на своих конях, а по железной дороге из Мантурова. На днях возвратились. Антон получил официальное свидетельство в Парламентском центре Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Кооперация и социальный прогресс» о полномочиях эксперта этой организации, которая содействует повышению престижа Российской науки и промышленности. Заключено двухстороннее соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в развитии и реализации высокотехнических проектов. Одобрен и проект сбора, приемки и переработки грибов, для которых в обеих столицах неограниченный рынок сбыта.

И в заключение о заголовке. «Зимовой станицей» назывались казачьи посольства для решения войсковых проблем в Москве и Петербурге. Появление казаков на берегах Унжи можно тоже считать казачьим представительством, тем более с такими благими целями. Пусть «зимовая станица» станет настоящей, даст новую жизнь Иванову. И каждый оценит их начинания: ЛЮБО!

Сергей СМИРНОВ.

№ 20, 17.02.2011 (http://www.livejournal.com/update.bml)

дауншифтинг, Костромская область

Previous post Next post
Up