Раньше только на Западе обсуждались и в СМИ, и в судах вопросы относительно права женщины иметь любое тело, а попытки работодателей вводить своего рода "телесный дресс-код" идентифицировались как дискриминация. И вот и у нас в суды были поданы несколько исков стюардесс к "Аэрофлоту". Они жаловались, что работодатель снизил им надбавку к заработной плате, в частности, из-за того, что некоторые из них носят 52-й размер одежды. Этот иск суд отклонил. Одна стюардесса не согласна с пунктом требований, согласно которым работать на международных рейсах могут только худые и молодые стюардессы. Этот иск ожидает рассмотрения (РИА.18.04.2017).
Является ли внешность частью профессиональных ресурсов стюардессы? Иначе говоря, является ли внешность в этой профессии частью потребительной стоимости, покупаемой клиентами, как, например, в модельном бизнесе или в кино? Судя по всему, единой точки зрения нет, хотя доминирующие западные стандарты не предполагают превращение внешности в капитал, востребованный на рынке труда. В западных компаниях красивые стюардессы ушли в прошлое, хотя восточные конкуренты активно используют красавиц-стюардесс как свое преимущество. Я это видел не только в арабских компаниях, но и в северо-корейской.
В "Аэрофлоте", который борется за международную репутацию,заявили, что обвинения в дискриминации не имеют ничего общего с действительностью. Там подчеркнули, что в кадровой работе соблюдают как российское законодательство, так и лучшие международные практики и принципы "работодателя равных возможностей". Это подразумевает категорическое неприятие дискриминации работников по внешним данным, возрасту, расовому и гендерному признакам, политическим и религиозным взглядам (см.
РИА.18.04.2017). В
объявлении о приеме на работу также нет никаких указаний на фильтр внешности.
Правда, определенное регулирование внешности официально регулируется. "В официальном руководстве для бортпроводников "Аэрофлота" ни слова не говорится о том, какого размера одежду они должны носить. "Форменная одежда должна быть чистой, отутюженной, опрятной и содержаться в безупречном состоянии, все ее элементы должны быть тщательно подогнаны по фигуре", - следует из документа. Что же касается требований к внешнему виду членов кабинного экипажа, то они тоже прописаны довольно четко: сотрудник "должен иметь подтянутый внешний вид и прямую осанку, чистую и ухоженную кожу лица и рук, не допускаются татуировки на видимых частях тела". Кроме того, член экипажа обязан "заботиться о личной гигиене и здоровье: принимать душ перед выходом на работу, не допускать появления запаха пота, при необходимости использовать освежающие средства для полости рта, отсутствие зубов или их дефекты не должны быть видны"
(Радио Свобода. 22.02,2017).
Однако корреспондент
"Радио Свобода" (22.02.2017) взял интервью у одной из обиженных стюардесс, которая предложила совершенно иную картину неофициального регулирования внешности стюардесс:
- Это случилось в июне прошлого года: "Нам всем сказали, что в "Аэрофлоте" теперь за границу будут летать только молодые и худые, - рассказывает Евгения Магурина. - Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали - делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. У меня жизнь изменилась с середины августа, но многие пострадали раньше. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 48-го, перестали ставить на заграничные рейсы. Нас всех собрали в отделение №1, устроив нам настоящую пытку: оставили лишь ночные и короткие утренние рейсы. Два часа туда, два обратно, соответственно, по две-три ночи ты нормально не спишь, потому что или работаешь, или добираешься на работу. Днем мы практически вообще не летали. Когда я спросила, что, собственно, происходит, мне ответили, что таковы новые правила игры и меня сняли с международных рейсов из-за размера одежды - теперь он должен быть не больше 46-го, а у меня был 48-й.
"По словам сотрудниц "Аэрофлота", следуя курсом "борьбы за стройность", со склада вывезли форму 50-52-го размеров, а врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии. - РС) в рамках тренда на омоложение получили указание под любым предлогом избавляться от "старых, толстых, страшных".
Президент региональной общественной организации "Шереметьевский профсоюз бортпроводников" Илона Борисова сообщила "Радио Свобода" (21.2.2017) о том, какие тонкие механизмы дискриминации используются для проведения этой политики:
- - Бортпроводников вынудили произвести обмеры, поставили всех на весы, это правда, - пояснила она "Солидарности". - В зависимости от этого и с учетом возраста женщин всех распределили по направлениям. И получилось, что у нас самые молодые и привлекательные девушки летают без ограничений по всем направлениям. И прежде всего за рубеж. А те, кто не нравится нашему руководству, выполняют короткие рейсы по России. <...> Таким образом размер оплаты труда стюардесс в "Аэрофлоте" стал зависеть от размера одежды женщины: чем меньше размер - тем больше зарплата.