ФАБРИКА «БОЛЬШЕВИК»: ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ

Mar 06, 2017 13:47

Случайно в салоне самолета, летевшего в Екатеринбург, я, читаю журнал АЭРОФЛОТА, открыл для себя в Москве новое чудное место, куда и отправился при первой возможности.
В Москве на Ленинградском проспекте 15 находится комплекс фабрики «Большевик», история которого - отличный пример процесса перехода сначала к индустриальному, а потом - и к постиндустриальному обществу. Процесс идет не сам по себе. Его движут люди, преследующие свои интересы, артикулируемые в головах, где постепенно формируется система навигации новой эпохи. Один из маршрутов такой трансформации экономики - превращение зданий закрывшихся промышленных предприятий в музеи и галереи. Правда, в тени остается вопрос об экономике нарождающегося таким образом постиндустриального общества, т.к. вполне очевидно, что музеи и галереи не могут по норме прибыли (если она вообще есть) конкурировать с промышленностью. Следовательно, они выступают верхушкой иного масштабного бизнеса. Иначе говоря, это пока не самодостаточная экономика.


Комплекс "Большевик" сегодня. Март 2017 г. Фото В. Ильина.

И вот вехи истории предприятия.
Фабрику основал француз Адольф Сиу (1826 - ?), приехавший в Москву в 1853 году и начавший работать в парфюмерной фирме. В 1855 г. он открыл собственное кондитерское производство на Тверской улице. А в 1884 г. уже предприятие «А. Сиу и К», которым владел отец с сыновьями, открывает новую кондитерскую фабрику на Петербургском шоссе. Архитектором стал француз Оскар Дидио (1841 - 1904).



Дореволюционная фабрика.




Работницы фабрики.

Здесь впервые в России началось производство шоколада и других неизвестных сортов сладостей. Здесь к 300-летию Дома Романовых компания "Сиу и К" впервые выпустила печенье "Юбилейное", которое выпускается и по сей день (я был убежден, что имелся в виду юбилей Октября). Параллельно развивалось парфюмерное производство. (120 разновидностей духов и 30-40 - одеколона). После революции 1917 г. семейство уехало во Францию, а их производство было национализировано под именем сначала «Фабрики №3», получившей в 1920-е гг. новое название - «Большевик». В 1990-е гг. фабрика пришла в упадок. В 1994 г. ее купили конкуренты - «Данон», а в 1997 г. ее перекупили американцы - компания Kraft Foods. В 2012 г. "Большевик" был продан за 73 миллиона долларов компаниям O1Properties и Tactics Group. Новые владельцы решили перенести производство во Владимирскую область, а на Ленинградском 15 решили создать бизнес центр и музей современного искусства.
(См. подробности истории фабрики).

Реконструкцией занялось британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. Музей русского импрессионизма открылся в мае 2016 г. на части территории фабрики «Большевик». «Это по-настоящему русский жест- открывать частный музей, когда нефть стоит не 150, а 25», - оценил инициативу один из членов попечительского совета музея Михаил Швыдкой в своей приветственной речи. Основателем нового частного музея стал Борис Минцем, который в интервью рассказал о деталях истории музея (РБК, 25 мая 2016):
- <…> Я всегда покупал недорогие картины, которые мне нравились, интересовался, читал. Знаете, дом и квартира даже живут совсем по-другому, когда в них есть живопись. Приезжая в Петербург, я обязательно иду в Русский музей или в Эрмитаж. Но в девяностых, когда я еще служил чиновником и был не бедным человеком, я все-таки считал, что заниматься коллекционированием не время. Поэтому более серьезное увлечение началось порядка шестнадцати лет назад, когда я уже вернулся в бизнес.
<…>
В какой-то момент я пришел внутренне к выводу, что мир несправедлив по отношению к замечательным русским художникам: они создали столько шедевров, и никто их не видит. Есть два способа это исправить. Первый - открыть галерею, но это предполагает продажу. Я много чего в жизни покупаю и продаю, но только не картины. Я ни одного полотна в своей жизни не продал. Один раз попытался, но, к счастью, картина не ушла. Я привез ее домой, посмотрел на нее и спросил себя: «И зачем я ее продавать удумал?». Я понял, что галерея мне не интересна. А вот музей… В Москве вообще мало музеев. А сейчас появилась возможность делать частные. И я посчитал, что это хорошая, красивая история. Кроме того, у меня был прекрасный специалист - Юля Петрова, которая помогала собирать коллекцию. Всегда рядом нужен знающий человек. В бизнесе это называется «антрепренер». Тот, кто будет этим заниматься, что называется, фул-тайм.
<…>
Мне идея офисного центра, имеющего культурный объект, кажется очень правильной. Поэтому, когда мы купили фабрику «Большевик», я приехал туда, посмотрел и сразу понял - вот то место, где надо построить музей. Дальше мы начали создавать проект, искать людей, кто бы нас консультировал, стали ездить по музеям мира, собирать опыт.
<…> Мы вообще не ставили себе такую цель, как окупиться. Музей - это очень дорогая история. Это десятки миллионов долларов. Но главное, что его еще нужно будет содержать. Кстати, я надеюсь, что по нашему бизнес-плану музей будет зарабатывать. Но то, что он не окупится, это точно.
<…>
Для постоянной экспозиции я передал в общей сложности около ста работ».
<…>
И о роли государства:
- Нам не надо помогать, нам мешать не надо.

В итоге получился чудный современный музей, где и дизайн, и работники создают атмосферу иного мира, погружаясь в который чувствуешь себя иным человеком.



Внутри бизнес-центра. Март 2017 г. Фото В. Ильина.

музеи, Москва

Previous post Next post
Up