КРУПНЫЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС: перспективы реконфигурации отношений

Feb 07, 2017 16:48

Долгие годы социальная структура развивалась, частично доказывая верность прогнозов Карла Маркса о вытеснении традиционного среднего класса (малого бизнеса, под давлением конкуренции со стороны крупного капитала. Этот класс, правда, не исчез, но был загнан в ниши, которые не интересны крупному бизнесу.
Однако все чаще можно видеть примеры (пока, увы, не в нашей стране) того, как малый бизнес завоевывает конкурентные преимущества не доступные (!) для крупного бизнеса. При этом возникает ситуация, когда масштабный бизнес не предполагает эксплуатации большого количества людей, поскольку его секреты не связаны с масштабами производства.
Экономист Павел Данейко обобщает некоторые тенденции в этой сфере (Econet. 5.02.2017).
"Как в свое время происходила индустриальная революция, сегодня грядет революция крафтовая. Предвестники ее уже видны повсюду. Вспомните автостроение в середине XX века: машины одной серии, сходящие с конвейера, были совершенно одинаковые. Сейчас, заказывая авто, вы собираете настоящий набор Lego, техника тщательно кастомизируется именно под вас, ваши желания".
Он выделил несколько трендов:
1) "Я думаю, что уже через 10-15 лет мы практически откажемся от магазинов одежды в их традиционном понимании. Скорее всего, вы будете заходить на некий местный или международный сайт, указывать свои размеры, ткань, особенности кроя и в итоге получать изделие, созданное специально для вас".
2) Снижение цен на все. "Из экономической цепочки, в той же банковской сфере, все чаще исключается самое дорогое - экспертиза". Uber. "Компания ликвидировала целую группу администраторов-посредников, заменив их надежным программным кодом. Говорят, что вскоре Uber также может уйти в блокчейн, тогда штат работников сократится еще больше, все административные расходы сократятся почти до оплаты хостинга".
3) "Резкая дифференциация доходов в мире, можно сказать - возвращение к некой феодальной структуре, когда есть очень небольшая группа по-настоящему богатых людей, множество бедняков, а так называемый средний класс вымывается. Все большему количеству его представителей подобная ситуация не по душе, и они уже начали предпринимать активные действия, чтобы ее исправить. Крупные корпорации просто исключают из многих цепочек.<...> Все большее количество предприимчивых, умных людей будут работать с потенциальными покупателями напрямую, конкурируя, с одной стороны, уникальностью своей продукции, с другой - привлекательностью цены, из которой можно будет изъять многие бюрократические факторы. Резкое снижение транзакционных издержек на поиск клиента и заключение сделки позволяет очень нишевым продуктам успешно функционировать.<...>
Крупные компании уже понимают неизбежность этих процессов и вынуждены трансформироваться. Даже сейчас они стремительно сокращают численность своих сотрудников. <...>. Эти компании также сокращаются, оставляя под непосредственно своим контролем основные элементы, и передают многие функции на аутсорс. А это значит, один большой бизнес-процесс дробится на множество малых, успешно кооперирующихся друг с другом. Интернет сейчас позволяет передать многие функции удаленным специалистам, и это стоит дешевле, чем нанять отдельного сотрудника.
На вершине Forbes уже не толстые капиталисты с сигарами и в цилиндрах, а парни в майках, джинсах и черных водолазках. Мы видим, как умники-очкарики становятся миллиардерами, и они совершенно по-другому относятся к деньгам и инвестициям. Что еще немаловажно - они совершенно иначе относятся к сотрудникам. Вы слышали когда-нибудь о профсоюзах программистов, которые сидят на переговорах с Биллом Гейтсом? Думаю, что нет. И в новом мире такого не будет, потому что людей в нем нанимают не массово, но каждого в отдельности, оценивая качества каждой личности.

Возможно, вам это покажется фантастикой, но очень скоро крафтовая революция уничтожит фабричное производство. Наконец избавившись от него, мы уйдем в общество гораздо более свободное, технологичное, мобильное и самодостаточное".

традиционный средний класс, буржуазия

Previous post Next post
Up