Оригинал взят у
hellsociology в
Я училась в «колее» или в «проекте»?Оригинал взят у
evalancelot в
Я училась в «колее» или в «проекте»? Часто разовое событие в нашей жизни закладывает путь, по которому мы идём годами или даже всю жизнь. Это может быть бытовой случай или, на первый взгляд, неважное решение начать прогуливать какой-то урок.
Так мы встаём на определённую жизненную «колею». Она может быть связана с личной жизнью, предпочтениями, работой… Мы развиваем определённые навыки, и у нас появляется специализация.
В современном обществе «колея» становится более размытой, у нас появляются больше возможностей поменять профессию, получить дополнительное образование, а если нет на это времени, закончить специализированные курсы. Люди не строят планов на всю жизнь - они организовывают жизненные проекты. Такая стратегия реализуется во всех сферах жизни: труде, досуге, обучении… На примере своего образования я покажу, как может сплестись жизненная колея и проектная стратегия жизни.
До десятого класса я училась в маленькой школе. После поступила в гимназию, в класс с литературным уклоном. Как и многие мои одноклассники, я понятия не имела, в какой университет буду поступать. На выбор места моего дальнейшего обучения повлияло не строгое мнение родителей или внезапное озарение, а дружба.
В школе у меня была подруга Марта. Она загорелась тем, чтобы поступить на факультет журналистики в НГУ. Я тогда относилась к этой идее далеко не так рьяно, как она. Марта узнала про вступительные испытания, про дополнительные курсы, про требования для поступающих. Озаботилась тем, что нужно иметь портфолио. Мне нравилось, с каким энтузиазмом она занимается подготовкой к поступлению.
Я пошла с ней на гуманитарные подготовительные курсы на в НГУ. Мы проводили там целый выходной. Потом я начала работать над тем, чтобы заработать себе портфолио: стала писать для школьной газеты, для детской газеты «Ага!шка». Это вышло далеко за рамки работы «за компанию». Теперь я думала, что это моя цель - поступить в НГУ на журналиста. Для этого тренировалась над ЕГЭ и ударно писала тексты, потому что думала, что у всех их намного больше, чем у меня.
На отлично сдав все вступительные испытания, я без труда поступила на факультет журналистики в НГУ. Это можно считать примером работы в «колее». Загоревшись от другого человека, я начала работать в его направлении. Иронично, что моя подруга Марта не смогла поступить вместе со мной. Ей, к сожалению, не хватило баллов.
А теперь приведу пример «проектности» образования. В этом году я поступила на факультет социологии в СПбГУ. Этот шаг стал своеобразным жизненным проектом. Конечно, это решение зависело от многих факторов, в том числе и от возможности подготовится к вступительным испытаниям. Я долгое время думала, что пойду работать после того, как получу диплом бакалавра, поэтому не участвовала в конференциях и тем более не читала литературу, нужную для поступления на другой факультет.
Если бы я не сходила со стратегии «колеи», то продолжила бы журналистское образование в НГУ или пошла бы работать по специальности. Сейчас я живу в другом городе, у меня в проекте получить степень магистра по социологии. Так совместились в моей жизни стратегии «колеи» и «проекта».
(фото автора)