Австрийская идентичность в поисках истоков

Sep 17, 2016 12:45

Вагон с табличкой «Санкт-Петербург» Вена неспешно провез нас через Беларусь, Польшу и Чехию. И почти через два дня солнечным утром мы вышли на венском вокзале. В Австрии меня больше всего интересует вопрос: что значит быть австрийцем?
Национальная идентичность обычно конструируется через создание границы с наиболее похожими соседями ("Мы не Они!"). Эту логику предложил Ф. Барт, а очень убедительно применил Кучма: «Украина - это не Россия». В Австрии, как мне представляется, действует схожая логика: Австрия - это не Германия. Правда, этот тезис, как и масса иных феноменов в мире этничности, вытекает не столько из объективной реальности, сколько из веры в ту или иную конфигурацию. На протяжении всей истории этой страны одни верили, что австрийцы и немцы один народ, другие были убеждены в обратном. Их соотношение регулярно менялось, причем часто радикально.
Первое упоминание Австрии как Ostarichi относят еще к 996 г., когда в грамоте германского императора Оттона III так был обозначен «восточный регион», находящийся восточнее реки Эннс и южнее Дуная. В XII столетии это первое название трансформировалось в понятие Austria. Однако там речь шла лишь о названии территории. Разумеется, что ни о какой стране речи не было.
Когда сформировалась империя Габсбургов, категория «Австрия» приобрела наднациональное содержание и обозначала государство, в котором немецко-язычные подданные жили вместе с венграми, славянами и румынами. И здесь существенное отличие от политически раздробленной, но культурно однородной Германии. Однако австрийцы говорили на разных языках, поэтому их надо было как-то дифференцировать.
Известному чешскому философу и политику Ф. Палацкому, приписывается первое зафиксированное употребление в 1849 г. понятия «австрийские немцы». Это немцы, но не те, что в Германии, они не Reichsdeutschen, т.е. не германские немцы (см. Величко О.И. Проблемы формирования австрийской нации. Художественная культура Австро-Венгрии 1867-1918. СПб., 2005. С. 18-24).
Короче, были немцы, подданные Германской империи, и немцы, живущие в многонациональной Австро-Венгрии (официально с таким названием существовала с 1868 по 1918 г., до этого - с 1804 по 1867 г. - Австрийская империя). В 1910 г. в империи проживало 52,7 млн. чел., из них немцы составляли только 23,5 %, Венгры - 19,1 %, Чехи и словаки - 16,5 %, Сербы и хорваты - 10,5 %, Поляки - 10 %, Русины (украинцы) - 8 %, Румыны - 6,5 %, Словенцы - 2,5 %, прочие (итальянцы, евреи, цыгане) - 3,4 %. Иначе говоря, австрийские немцы - это изначально этническое меньшинство в своей стране. Отсюда и многие особенности их национального характера: с одной стороны, исторически укорененные навыки повседневного взаимодействия с другими этническими группами, а с другой - укоренная в веках проблема сохранения своего этнического своеобразия в этих условиях (собственно немцы стали задумываться об этом только концу ХХ в.). Иначе говоря, мультикультурализм для австрийцев глубоко укоренен в их истории, а для немцев - относительно новое веяние времени. Кроме того, вектор культурных заимствований в Австрии шел с Юга и Юго-Востока, что совершенно нехарактерно для Германии.
И в современной Австрии в ответ на мой вопрос о специфике австрийской культуры я слышал рассуждения о том, что мы больше жители Южной Европы, чем немцы.

Этничекий состав Австро-Венгрии (1910 г.)


В России второй половины XIX в. отсутствовало представление об австрийцах как особом этносе. Их считали просто немцами. И когда "король вальса" Штраус гастролировал в Санкт-Петербурге, местная пресса писала о нем как о немце (Т.Айгнер. Иоган Штраус в России // Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. М., 1997).

этничность, Австрия

Previous post Next post
Up