СОВЕТСКИЙ РАБОЧИЙ КЛАСС В СОВЕТСКОЙ ПОСТАНОВОЧНОЙ ФОТОГРАФИИ

May 31, 2016 23:40

В СССР официальная фотография была инструментом мифотворчества. Язык не повернется сказать: "эффективным". Я не помню, чтобы кото-то, кроме изображенных на снимках, их разглядывал или обсуждал. В ней из материала реальности лепилась картина должного мифа о социализме. Я сам как-то попал к фотографу из "Ейской правда", который отловил в парке группу людей, репрезентирующих население городка, и попросил нас изобразить заинтересованное совместное чтение газеты, в которой он работал.
И вот роскошная подборка официальных фотографий советских рабочих. Она является документом не для истории этой социальной группы, а для истории фотожурналистики.

Оригинал взят у sazikov в Советский ренессанс


Нет, речь пойдет не о политических реалиях нашего времени. Я, всего-навсего, хочу поделиться с вами замечательной находкой, вот этими снимками. Все они позаимствованы из книги-альбома с прекрасным в своей незамутненности названием - "Влиятельная сила советского общества". Имена фотографов даны в конце книги списком, так что персонифицировать авторов по снимкам не представляется возможным.






Жанр постановочной фотографии существует почти также давно, как и сама фотография. Зачастую он вполне удачно выдается за документальную съемку, но только не в этом случае. Зрелый соцреализм 1970-х годов привел к рождению по-своему уникального жанра фотоискусства, изобразительный язык которого ближе не к привычной классической фотографии, а к живописи современной по отношению ко времени съемки, прежде всего к стилистике поколения художников "сурового стиля".





В этих снимках надо видеть не документ эпохи, свидетельствующий об обыденной жизни десятилетия. Здесь мы видим не то как жили простые советские люди семидесятых, а то, как они должны были жить. Морализаторство, как важная функция любого искусства, в том числе и фотографии, являлась основополагающей чертой социалистического реализма.





Выдавая лучшее за действительное, художник придавал ему значение нормы. А поскольку действительность находится в революционном развитии, ориентируясь на существующие канонические образцы, она сама со временем неминуемо станет нормой.







В этих сюжетных снимках, как и в работах живописцев - мастеров "сурового стиля" (Дмитрия Жилинского, Виктора Попкова, Гелия Коржева и др.) мы видим новаторское переосмысление традиции древнерусской иконописи и живописи раннего Возрождения.







Фотограф выступает здесь в роли живописца и режиссера. На безукоризненно выверенных композициях изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности здесь, как и в живописи, служат большие плоскости цвета и контуры фигур. Автор воспевает судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней».







На этой патетической ноте можно было бы и закончить повествование о постановочной фотографии 70-х годов, но следует, пожалуй, добавить еще одну маленькую деталь.







В отличие от живописи в фотоискусстве чудовищный разрыв между реальностью и мифом, созданным в кадре, перечеркивает все труды фотографа-режиссера. Неестественность происходящего, как ложку дёгтя в бочку мёда, вливает добрую унцию иронии, придавая всему происходящему устойчивый привкус комичности.





история-1950-90, работа, история фотографии

Previous post Next post
Up