Записки отпускника: ДОНБАСС 2016. ТОРГОВЛЯ В ЛУГАНСКЕ

May 12, 2016 14:08



Торговый центр в Луганске. Апрель 2016 г.



В продовольственном магазине Луганска. Апрель 2016 г. Фото В.Ильина.

На сепаратизм луганцев Киев ответил антитеррористической операцией, которая включила не только боевые операции, но и экономическую блокаду. Один за другим перекрывались каналы поставки товаров из зон, контролируемых киевской властью.
Бухгалтер из фирмы, торгующей автомобильными товарами, рассказывает:
- Когда началась экономическая блокада, было осень трудно. Не хватало самого необходимого. Поскольку Киев повел себя так по отношению к нам, то естественным стал поворот к российскому рынку. Они добились прямо противоположного. У нас не оставалось иного выбора. Наша фирма раньше все закупала на украинском рынке, а после начала блокады мы были вынуждены переключиться на Ростов. И сейчас нам украинский рынок уже и ни к чему. Это же произошло и на других рынках. Блокада бьет не столько по нам, сколько по бизнесу в Украине. Раньше станица Луганская жила за счет снабжения города Луганска. В ходе АТО эти каналы были перерезаны. Куда им сбывать свою продукцию? Кое-что, конечно, просачивается, но немного. А луганские торговцы сразу же переориентировались на российских поставщиков. Сначала разница в ценах была существенной, но сейчас... Я возвращаюсь из Мариуполя... Цены сопоставимы.
Парадокс: экономическая блокада, направленная против сепаратистов, стала ключевым фактором формирования экономического базиса сепаратизма, повернув местный рынок в сторону России. Сейчас в магазинах ЛНР нет дефицита основных товаров, и местный потребитель уже забывает об украинских производителях.
- Иногда родственники и друзья просят меня привезти из Украины что-нибудь из продуктов, - рассказывает женщина, периодически выезжающая к родственникам "на ту сторону", - но это уже не из экономических соображений. Украинское стало чем-то экзотическим и ностальгическим...
Луганск приятно удивил совершенно нормальным ассортиментом товаров в магазинах. Он небогат, но основные товары есть. Одни прибывают из России, хотя произведены бог знает где, другие провозятся с Украины. Однако последних все меньше. Во многих сегментах украинская продукция стремится к нулю.
Прекращение огня стало стимулом для предприимчивых людей.
- Пара моих знакомых открыли мелкий бизнес (торговые точки - магазин сладостей и кофейню). Я сначала отнеслась к этому скептически, - рассказывает женина-бухгалтер. - А потом я с удивлением увидела, что дело пошло. Они, конечно, не разбогатели, но на хлеб с маслом зарабатывают и не стоят с протянутой рукой.



В продовольственных магазинах стандартный набор потребительского минимума, хотя алкоголь представлен в широком ассортименте. Цены вполне российские или близко к тому, дешевле немногочисленные местные продукты. Водку можно купить за сто рублей. Однако российские цены сочетаются с украинскими провинциальными зарплатами и пенсиями, что создает болезненные ножницы. Эти ножницы аргумент для украинских патриотов, экономический аргумент которых сводится в основном к более низким ценам по ту сторону фронта. Часть товаров произведены в ЛНР или ДНР. Это, например, колбасные изделия, которые сюда приезжают закупать и из России из-за хорошего соотношения цены и качества. Есть и другая сельхозпродукция.



В магазине, торгующем электроникой, представлен основной набор: компьютеры, мобильники, коммуникаторы. Однако бросается глаза отсутствие наиболее престижных брендов.
Продавец разъясняет:
- У нас широкий набор товаров, но эконом-класса. Дорогие особым спросом не пользуются, но если вам нужен iPhone, то можете спросить вон в том магазине. Они могут привезти под заказ.
Нетипичную марку могут и здесь доставить на заказ. При мне довольно стильно одетая девушка спросила какую-то модель "Самсунга". Продавец ей объяснил, что если она оставит предоплату, то через несколько дней вещь будет тут.
Основные мобильники в диапазоне 1,0 - 5,0 тыс., среди коммуникаторов попадается один за 15 тыс., но это роскошное исключение. Доминируют неизвестные мне бренды. Бросается в глаза Lenovo и "сделано в Китае или Вьетнаме".
Смотрю обувной магазин в торговом центре. Все полки забиты товаром, из посетителей только я. После 17 все сворачивается. Продавщицы сетуют на то, что покупают очень мало.
Приглядываюсь к ассортименту. На витрине, демонстрирующей модные тренды, пафосные туфли на высоком каблуке и огромной платформе. Как объясняли мне мои питерские потребители-эсперты, такие платформы - типичный пример сохранения в обиходе уже ушедших модных объектов. Видимо, это распродажа довоенной коллекции, однако реальная распродажа в этих условиях слишком рискованна. Кеды, представляющие современный тренд, лежат на полках, но все это бренды эконом-класса без важных для глаза модников маленьких фишек.
Структура предложения легко объясняется историей магазина.
- Мы здесь работали и до войны, но потом закрылись, а после войн ы возобновили продажи, но спрос очень слабый. Покупают только состоятельные люди, а их тут немного.
Таким образом, экономическая блокада сначала вызвала шок, который постепенно трансформировался в переориентацию на российский рынок. И теперь главной проблемой Леганска является дефицит не товаров и услуг, а денег.








Украина-Восток, Донбасс

Previous post Next post
Up