Нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор филологии и биологии, член-корреспондент Норвежской академии наук Татьяна Черниговская прочитала для проекта «Сноб. Диалоги» лекцию
«Как интернет изменил наш мозг». Затронула она и тему дистанционного образования, которая как грозовая туча нависает над преподавательским сообществом. Ее аргументы не очень свежи (они звучат регулярно и повсеместно), однако убедительны.
"<...> Искусство, - говорит она, - передается от мастера к ученику, от личности к личности. Нельзя учиться кулинарии по книжке - ничего не выйдет. Для этого нужно стоять и смотреть, что и как делает другой. У меня есть чудный опыт. Я была в гостях у приятеля, и его мать сделала пирожки, которые едят только на небесах. Я не понимаю, как это можно было испечь. Я ей говорю: «Продиктуйте мне, пожалуйста, рецепт», что не говорит о моем уме. Она мне продиктовала, я это все записала, исполнила точно… и выбросила на помойку все! Есть было невозможно. Вкус к чтению сложной, интересной литературы невозможно привить дистанционно. Человек идет учиться искусству к конкретному мастеру для того, чтобы сесть на интеллектуальную иглу и драйв получить. Есть много факторов, которые электроны не передают. Даже если эти электроны передаются в формате видеолекции, все равно не то. Пожалуйста, пусть 500 миллиардов человек получит это дистанционное обучение".
Все так! Однако есть одно небольшое "НО": данный аргумент точен при условии, что речь идет о Мастере, т.е. человеке, обладающем редким даром. Однако профессии учителя и даже профессора являются массовыми, что обеспечивает высокий уровень их несовпадения с категорией Мастера. Кроме того, все реформы образования - высшего и среднего - пока ведут к формированию устойчивых механизмов негативного отбора. Реформаторы из года в год прилагают огромные усилия к тому, чтобы умные и сильные, а тем более талантливые за версту обходили бы все образовательные учреждения. Иначе говоря, создается институциональный фильтр, который делает появление Мастера в школах и университетах все менее и менее вероятным случаем.
И на перспективы дистанционного образования надо смотреть именно через призму результатов негативного отбора. Зачистка образовательного пространства, которая с каждым новым поколением становится все более заметной (старшие остаются в преподавателях по инерции и неспособности выскочить из колеи, а талантливая молодежь попадает в образовательные учреждения только вопреки здравому смыслу) делает перспективу дистанционного образования безальтернативной. В аудитории останутся только инструкторы, которые, как работники "Макдоналдса", будут организовывать обучение студентов строго по инструкциям, не предполагающим большого ума.