РЕЙТИНГИ И ПАТРИОТИЗМ ЛЕТА 1914 г.

Jul 01, 2015 22:26

На волне подъема патриотизма и рейтинга правителей летом 1914 г. мир несся на полных порах к безумной войне, смысл которой издалека уже и не распознать. Примечательно, что и умнейшие люди эпохи опьянели от угара патриотизма и национального единения.
И всего лишь через три года от рейтинга и патриотизма не осталось и следа, и Россия с не меньшим энтузиазмом вверглась в Гражданскую войну.

Приложения

"Приказ об общей мобилизации [России] опубликован на рассвете [31 июля]. Во всем городе как в простонародных частях города, так и в богатых и аристократических, единодушный энтузиазм. На площади Зимнего дворца, перед Казанским собором раздаются воинственные крики "ура". <...> В Москве, Ярославле, Казани, Симбирске, Туле, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове, Самаре, Тифлисе, Оренбурге, Томске, Иркустске - везде одни и те же народные восклицания, одинаковое сильное и благоговейное усердие, одно и то же объединение вокруг царя, одинаковая вера в победу, одинаковое возбуждение национального сознания. Никакого противоречия, никакого разномыслия. Тяжелые дни 1905 г. кажутся вычеркнутыми из памяти. Собирательная душа Святой Руси не выражалась с такой силой с 1812 г."
Морис Палеолог, посол Франции в России

"Постепенно в эти первые военные недели войны 1914 года стало невозможным разумно разговаривать с кем бы то ни было. Самые миролюбивые, самые добродушные как одержимые жаждали крови. Друзья, которых я знал как убежденных индивидуалистов и даже идейных анархистов, буквально за ночь превратились в фанатичных патриотов, а из патриотов - в ненасытных аннексионистов. Каждый разговор заканчивался или глупой фразой, вроде "Кто не умеет ненавидеть, тот не умеет по-настоящему любить", или грубыми подозрениями. Давние приятели, с которыми я никогда не ссорился, довольно грубо заявляли, что я больше не австриец, мне следует перейти на сторону Франции или Бельгии. Да, они даже осторожно намекали, что подобный взгляд на войну как на преступление, собственно говоря, следовало бы довести до сведения властей...
...Через несколько недель я, решившись не поддаться этому опасному массовому психозу, перебрался в деревенское предместье, чтобы в разгар войны начать мою личную войну: борьбу за то, чтобы спасти разум от временного безумия толпы".
Стефан Цвейг, писатель, (из книги «Первые часы войны 1914 года»)

"Настроение у меня чудесное,- истинно воскрес, как Лазарь... Подъем действительно огромный, высокий и небывалый: все горды тем, что - русские... Если бы сейчас вдруг сразу окончилась война,- была бы печаль и даже отчаяние... (...я пишу, а Анна играет "Боже, царя храни", и я с удовольствием слушаю...)".
Леонид Андреев, писатель, (из письма брату)

См. хронику патриотического подъема, на волне которого вспыхнула безумная Первая мировая война.

история 1900

Previous post Next post
Up