Jan 10, 2012 20:25
Андрей Валентинов:
Скажите, зачем вам все это? Вы свергли Короля, уничтожили Церковь, разрушили монархию. Зачем это было вам, Жоржу Дантону?
Маленькие глаза блеснули - гигант принял вызов.
- Зачем? А вы спросите у вулкана, зачем он извергается! Спросите ураган! Или вы думаете, что я это все придумал? Захотел - и взял Тюильри, захотел - сверг Короля…
- Это сделала чернь, - перебил я. - Толпа, для которой просто пожалели картечи! Но вы были вождем! Вы - а не кто-то другой!
Титан шумно вздохнул:
- Ничего-то вы не поняли, господа «белые»! Десять столетий вы дразнили народ, доводили его до бешенства, а когда наконец вулкан проснулся и рванул к гребаной матери, бросились к потокам лавы со своими шпажонками. Я… Мы смогли хотя бы ненадолго обуздать вулкан, чтобы Франция не превратилась в груду пепла. В августе Париж мог стать пустыней - и мы спасли город. В октябре пустыней могла стать вся Франция - и мы спасли Францию. Кто мог сделать больше? Кто, скажите? А потом я просто ушел и теперь хочу одного - чтобы вся эта сволочь оставила меня в покое. Или вы тоже думаете, что Жорж Дантон хотел стать тираном? Я покачал головой:
- Нет! Вы не хотели стать тираном. Но почему так? Ведь народу, вашему народу, теперь живется в сто раз хуже, чем при Короле! Вы же умный человек…
Он ответил не сразу; наконец по его грубому, словно высеченному из темного камня лицу промелькнула усмешка.
- Где вы все были весной 89-го? Тогда все можно было устроить без крови. Как мы все тогда надеялись! А теперь - поздно. У всего есть свои законы, гражданин «аристо». У Революции - тоже. Волна дойдет до конца - и лишь потом начнется откат. Надо сделать так, чтобы уцелело хоть что-нибудь. Неужели вы думаете, что сможете вернуть старый порядок? Его уже нет, есть новая страна и новые люди…
- И эти «новые люди», господин Дантон, скоро захотят прикончить вас, - перебил я. - И вам придется бежать без оглядки из этой вашей «новой страны»!
- Францию не унесешь на подошвах сапог! - Титан выпрямился, и мне стало не по себе от его взгляда. - Я останусь, черт побери! Меня можно убить только вместе с Революцией! Я - Жорж Дантон, сударь! Эти шакалы не посмеют…