Night Of The Living Dead (1968)

Nov 08, 2010 19:29

Была просмотрена "Ночь живых мертвецов", оригинал 1968 года за авторством Джорджа Ромеро / Джона Руссо.


Картина является фактически родоначальником фильмов про зомби в современном понимании, однако смотрится первопроходец очень неплохо. Тут, очевидно, сказывается несколько факторов. Перво-наперво, нужно учитывать, что картина снималась не в качестве "треш-зомби-слешера" (волна каковых как раз таки и поднялась после выхода нетленки Ромеро), а как вполне приличный хоррор, с оглядкой на хичкоковскую классику. Правда, всё-равно сказался не самый высокий бюджет. Черно-белая пленка - это не режиссерская фишка и не характерная особенность кинематографа конца 60-х. То же касается и своеобразных зомби из массовки: они выглядят не столько ожившими трупами, сколько просто зараженными неведомой болезнью людьми, бледными и ну самую малость подразложившимися. Отдельные мертвецы, впрочем, достаточно мрачные, особенно это касается померших героев. Тут надо отдать Ромеро должное: отлично поданы моменты, связанные с зомби, их видом и поведением. Медленная и сбивчивая, но немного нервная походка, отсутствующий взгляд, сомнамбулические безостановочные движения. Местный зомби неуклюж и не проворен, в нем не чувствуется безмерной "жажды плоти" или ненависти, но свою цель он будет преследовать вечно и неумолимо, и жертва никогда не сможет совсем спрятаться или совсем убежать. Это может не производить впечатления в единичном случае, но  когда речь заходит о толпах зомби, то поверьте, эффект проявится однозначно. Может ли это испугать современного зрителя? Вряд ли. Держит ли в гипнотическом напряжении, погружая в задуманную авторами атмосферу? Более чем. Собственно, мне теперь понятно, как один-единственный фильм смог вдохновить столько последователей и подражателей, даже породить новый поджанр хорроров. Как ни странно, от сочетания проявлений низкого бюджета и удачно поставленных сцен с мертвецами фильм скорее выигрывает. Дело в том, что большинство ходов, задействованных в фильме, были с тех пор повторены тысячи раз и давно уже превратились в штампы зомби-муви. То же касается и самой концепции в целом: попытки группы людей защититься от ужасной и численно превосходящей опасности в замкнутом пространстве случайного убежища. Однако сочетание черно-белой картинки, своеобразной, скажем так, актерской игры и дешевых спецэффектов на фоне явного отсутствия показной трешовости происходящего подсознательно заставляет рассматривать картину вне современного киноконтекста. Фильм словно кричит нам: "Я не из вашего времени, воспринимайте меня самобытно!" И это действует.

На спецэффектах останавливаться не стоит: дешевизна в фильме совершенно не прикрыта. Если вам показывают лежащий на лестнице полусъеденный, полуразложившийся кукольный труп, то будьте уверены, что когда герой решит избавиться от него, он будет тащить вполне здоровую на вид женщину, целехонькое лицо которой можно разглядеть, не смотря на все уловки режиссера. Ходячие мертвецы, как уже упоминалось, меньше всего напоминают мертвецов, ну разве что свежепреставившихся. Собственно, даже из сообщений по местному радио выходит, что люди не до конца уверены, кто на них нападает: взбесившиеся человеки, бомжи или какие-то монстры. Актеры, судя по всему, тоже были закуплены из соображений дешевизны (что положило начало очередной славной традиции зомби-слешеров). Особенно это касается женских ролей, которые ну совсем никакие. Мужские персонажи гораздо приятнее и интереснее. Впрочем, благодаря удачной постановке фильма даже к посредственным актерам не начинаешь испытывать неприязни, что меня несколько смутило. Например, когда жертвой толпы мертвецов пала самая истеричная дура из собравшихся, которая весь фильм раздражала своим поведением, я, на свое удивление, совершенно не испытал удовлетворения. Напротив, особенно ярко представил себе ощущения девушки, которую на протяжении фильма натурально трясло в истерике из-за страха перед мертвецами, которую, фактически, с детства пугали покойниками с кладбища, что придут за ней - и вот они до неё добрались. Ощущения не из приятных (надо заметить, это единственная в фильме сцена, где хотя бы подразумевается коллективное поедание живого человека).

В "Ночи живых мертвецов" использована упоминавшаяся выше концепция горстки героев, укрывающихся от опасности в доме посреди пустынной сельской местности. На сегодняшний день - это один из основных зачинов любых хорроров, не только зомби-тематики. Группа подростков/исследователей/случайных прохожих попадает в Х, где они вынуждены обороняться от Y и постепенно несут от него потери. Остаться в живых должен либо главный герой с другом/девушкой, либо персонажи, своим спасением пытающиеся донести до зрителя мораль (обычно путем сравнения с аморальными персонажами, которых Y убивает; категория аморальности при этом остается на совести сценаристов). Как это ни удивительно, но данный штамп происходит именно из "НЖМ", и на момент выхода фильма смотрелся он весьма оригинально. Новизна заключалась в том, что в хоррорах того времени ужасы, как правило, происходили в далеких, часто мистических местах, либо были сопряжены с событиями, которые четко давали понять: персонажи находятся в экстраординарной, фантастической ситуации, вырванной из контекста будничной жизни. И если они выживут, то смогут вернуться к жизни нормальной. "НЖМ" была исполнена в иной манере: герои защищаются от неизвестной, внезапно возникшей опасности в декорациях самого обыкновенного сельского дома, в американской глубинке. Фильм четко внушает ощущение, что безопасных мест уже не осталось, что опасность пришла в твой собственный дом, и защититься от неё невозможно. Сценарий не без жестокости намекает героям, что убежать тоже не получится. Фактически, они обречены. Думаю, такой милый подход стоил многих бессонных ночей детишкам, посмотревшим фильм в кинотеатрах: вряд ли они могли после этого чувствовать себя защищенными в собственном доме.
Откуда взялся у авторов такой пессимистичный подход, революционировавший индустрию ужастиков? Тут долго гадать не нужно. На дворе стоял 68 год. Пять с небольшим лет назад разгорелся карибский кризис, три года как продолжалась война во Вьетнаме. И это не считая "красной угрозы" родом из 50-х. "Кругом враги" - эта установка была характерна не только для Советского Союза. И в фильме вполне достоверно (для выбранного метода) описывается пребывание в закрытом бункере, ставшем последним убежищем для группы людей перед лицом вторжения внешних, злобных и чуждых сил. Большую часть фильма занимает не сиськи-кровища-гной-мясо, а накаливание атмосферы, нарастание истерии среди выживших, приводящей в конце концов к открытому конфликту. Если угодно, эту же ситуацию можно описать как аллегорию в целом на страну, последовательно окружающую себя врагами. Герои в таком случае олицетворяют типичные парадигмы поведения и выживания в такой изолированной стране, равно как и судьбу их носителей. Кто в итоге сумеет пережить эту ночь изоляционизма, тот и докажет право своего жизненного подхода на выживание.

Ну а кто именно пережил ночь живых мертвецов, можно узнать, например, здесь.*

* - Перевод неплохой, хотя местами предложения сильно упрощаются. Это не так страшно, так как из-под дубляжа хорошо слышно оригинальную речь. Мужской голос дубляжа никаких нареканий не вызвал, накладывается очень удачно и четко проговаривает слова. Но вот женский голос... Скажем так, если вы уж решили подобрать с обочины дежурную провинциальную девочку, то используйте её по назначению, не надо заставлять её начитывать какие-то бредовые куски текста. От этого всем будет проще, и ей тоже. Иначе, в сочетании с актерским мастерством местного женского кастинга эффект получается совсем уж впечатляющим.

мертвечина

Previous post Next post
Up