Часто бывает, когда, узнавая человека поближе, вдруг начинаешь понимать, что он совсем не такой, как о нем говорили, как ты его себе представлял. Иногда открытие может быть просто ошеломляющим. Вот и здесь, более расширенное знакомство со знаменитым поэтом, неожиданно выявило ещё одну занятную тему, касающуюся как его жизни, так и, похоже, имеющую отношение к рассматриваемому вопросу. Учитывая, что Басё родился и вырос в провинции Ига, славившуюся тем, что издавна жившие в ней большие семейные кланы профессионально занимались «тайной» деятельностью - зарабатывали на жизнь торговлей разведывательной информацией и поставкой профессиональных шпионов, диверсантов противоборствующим феодалам, можно пытаться взглянуть на хайку и с этой стороны.
В книге «Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу» (
18) (читайте не пожалеете) автор Алексей Горбылёв пишет:
«Существует легенда, что даже величайший японский поэт, сочинитель хайку Басё Мацуо был шпионом сёгуната. Хотя большинство историков со скепсисом относятся к этой версии, можно привести и некоторые факты в ее подтверждение. Известно, например, что Басё был уроженцем г. Уэно провинции Ига и свободно перемещался по всем провинциям, для чего требовалось особое разрешение - мэцукэ». ("мэцукэ" - тайная полиция)
Не будем особенно выяснять правильность таких суждений, хотя когда читаешь дневники и биографии Басё, зная о возможной причастности его к «тайным» людям, начинаешь невольно замечать косвенные тому подтверждения. Но на данном этапе интерес представляет только одно его хайку. Поэтому посмотрим на другие моменты, описанные в книге А. Горбылёва, например, на тот, где «ворон» обретает своё настоящее лицо - лицо воина, сегодня называемого одним словом - ниндзя. К уже ранее упомянутым характеристикам Тэнгу у него можно найти дополнения:
«Характерно также, что многие наставления по боевым искусствам иллюстрировались рисунками мифических созданий тэнгу, о которых стоит сказать особо. Дело в том, что в народе тэнгу считались прародителями и ямабуси (монахи - воины), и ниндзя. Что же представляли собой эти тэнгу? Слово «тэнгу» буквально означает «небесная лисица». (Лисица, у китайцев и японцев, олицетворение оборотня. Получается что Тэнгу - «небесная лисица», это «небесный оборотень» (оборотень посланный небом)).
Народное сознание прочно связывало тэнгу с ямабуси. Существуют описания тэнгу, в которых они носят одеяния ямабуси, сопровождают их в паломничествах. К тому же в некоторых источниках, слова «тэнгу» и «ямабуси» используются почти как синонимы. Поэтому наличие рисунков тэнгу в сотнях наставлений по кэн-дзюцу, дзю-дзюцу и другим бу-дзюцу можно рассматривать как свидетельство влияния ямабуси-хэйхо на воинские искусства Японии и на нин-дзюцу в том числе»
Басё, с детских лет живший среди потомков ниндзя, в атмосфере древнего воинского искусства, даже если сам не был из их числа, несомненно, проникся духом «воинов-невидимок», с которыми рос рядом. Конечно, он слышал истории о битвах, о легендарных героях этих мест... В 1581 году войска Ода Нобунага окружили восставшую провинцию Ига и практически полностью уничтожили все города, деревни, монастыри и храмы вместе с их обитателями, применяя тактику «выжженной земли» ( и здесь нельзя исключать того момента, что создание хайку о вороне было приурочено к столетию этих событий). Выжили немногие, в основном это были профессионалы нин-дзюцу. Уже через год, после смерти Ода Набунага, ниндзя провинции Ига, созванные на помощь, в тяжелейших условиях, спасают от неминуемой смерти будущего сёгуна Японии Токугава Иэясу, окруженного войсками Акэти. «Этот случай позволил Иэясу наглядно убедиться в невероятных способностях ниндзя и эффективности их организации. Кроме того, князь высоко оценил их преданность. Таких воинов стоило пригласить на службу». Токугава, с помощью этих «невидимок», способных действенно противостоять таким же, как они сами, постепенно удалось создать эффективную систему охраны не только своей семьи, но и всей страны. Со временем эта охрана переродилась в аппарат, оберегающий всё государственное устройство. При правлении Токугава, особенно в 17 веке, правительство Сёгуната «бакуфу», всегда опасавшееся народных бунтов, всячески оказывало содействие культуре пропагандировавшей конфуцианские добродетели. Развитие литературы, способствующее направлению воинственного духа японцев в более мирное русло и отчасти гасившее народное недовольство, получало от правительства самую широкую поддержку, что, думаю, было правильно - баталии, с полей сражений переносились в область поэтических турниров. Но население Японии, на тот период повсеместно увлеченное поэзией хайкай, как разновидностью изящного времяпрепровождения, необходимо было «правильно» ориентировать с точки зрения философского мировоззрения. Вряд ли тайные службы сёгуната, используемые, в том числе и для осуществления контроля за настроениями народных масс, были в стороне от такой политики.
Весьма любопытно, что в истории Китая, тоже можно обнаружить, похожую на мэцуке структуру. Например, в 15 веке, беспрецедентную власть обрели евнухи. Они контролировали армию, дипломатию, торговлю, а так же занимались цензурой. Цензорам отводилась роль,
«защитников традиционного образа жизни, и традиционных методов управления государством»…. «В народе евнухов прозвали лаогун - «почтенными господами». Но это прозвище раздражало евнухов, поскольку по-китайски слово звучало почти как «ворона» - лаогуа. Им нравилось, когда их называли «покинувшими дом»».