repost from Greedyspeedy : Москва-Ампир

Nov 14, 2011 02:20

Оригинал взят у greedyspeedy в Москва-Ампир



В серии постов будет представлена архитектура Москвы середины 30-ых - конца 50-ых годов XX-го века. Каждый пост будет содержать часть истории ген. плана 35-го года и проиллюстрирован несколькими домами, отголосками того плана. На фотографиях будут только дома, построенные для номенклатуры.
Именно этот период явился расцветом сталинской неоклассики, представляющей из себя сочетание классических стилей - ампир, арт-деко, барокко и классицизм. При строительстве зданий этого периода активно примененялись коринфский и дорический архитектурные ордера. Сформулированные в древнем Риме Витрувием принципы гармонии архитектуры нашли применение в сталинских постройках. Это и архитектоника - идеальное соотношение сторон элементов здания, его пропорций; обилие советской символики, богатого декора; пафосная стилизация бытовых сцен из жизни советских рабочих и крестьян в барельефах и скульптуре; вместе с тем отделка мрачных тонов.



Генеральный план реконструкции Москвы 1935-го года - один из самых масштабных архитектурных проектов XX века. Ему предшестовали два плана реконстукции: первый был создан под руководством А. Щусева в 1918-1923 годах, второй - под руководством С. Шестакова в 1921-1925 годах. Оба плана - это попытка уйти от радиально-кольцевой структуры города, путем создания районов-спутников, примыкающих к уже сложившейся застройке и обеспечением дорог-дублеров. Оба плана тяготели к сохранению в неприкосновенности исторической части города, застройке новых территорий. Стоит отметить, что Алексей Викторович Щусев провел множество работ по строительству и реставрации церковных зданий, руководил работами по восстановлению Новгорода после Великой Отечественной, спроектировал Казанский вокзал в древнерусском стиле, известен многими знаковыми постройками в столице и других городах. Корни его творчества уходят в старину, в глубину наследия. Оба плана-предшественников принятого в 1935 году были раскритикованы партией и государством. На тот момент это означало репрессии в отношении участников проектирования, если бы не смягчающие обстоятельства. Смягчающим обстоятельсвом для Щусева было принятие проекта на строительство мавозолея Ленину. Ген. план, на который выделялись очень большие деньги и направленный на сохранение досоветской сердцевины, отбрасывающий советскую помпезную архитектуру на периферию города, на не освоенные территории, с точки зрения идеологии, являлся самым что ни на есть вредительским.
Основные предпосылки плана 1935 года были:


  • Краеугольный камень - идеологический. Показать эффективность советского руководства, продемонстрировать успехи социалистического строительства. Осуществление плана монументальной пропаганды(множество старых памятников было уничтожено, а новые не были построены).

  • На втором плане была необходимость в обеспечении жильем население города, постройка административных и производственных помещений; создание удобной инфрастуктуры города: дороги, образовательные, медицинские и другие общественные учреждения, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. В досоветской России коммунальная система, множество других отраслей были только в зачатке. Приходилось работу делать в чистом поле.
    Это и устранение отголосков гражданской войны: беспризорность, криминал, нищета.





1. Проспект Мира, дом 120. Построен в 1953-1955 гг. в стиле позднего сталинского ампира для советскеой партноменклатуры.



2.



3.



4.



5.



6.



7. Краснопресненская наб., 2/1. Построен по индивидуальному проекту в стиле позднего сталинского ампира в 1954 году.



8.



9.



10. Так выглядит дом без рекламы.



11. Земляной вал, дом 46. Жилой дом работников Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР



12. Очень богатый декор. Обратите внимание: на башнях здания ионические портики, уровнем ниже композитная капитель, еще уровнем ниже дорические портики, красивые эркеры.



13. Дом известен тем, что в 1949 году его автор, архитектор Е. В. Рыбицкий, получил за проект Сталинскую премию, а в 1955 году был её лишен - за архитектурные излишества.



14.



15. Это один из домов, который не понравился Никите Хрущеву и с которого началась борьба с излишествами в архитектуре после смерти Сталина.

Продолжение следует.

moscow, greedyspeedy, ampir, greedyspeedy moscow, greedyspeedy ampir

Previous post Next post
Up