Пересмотрел все серии "Гарри Поттера"... Ну как пересмотрел - я раньше и не смотрел их полностью. Так, шло там что-то по телевизору, я краем уха улавливал, мелодию эту пел...
А тут, во-первых, один телеканал стал все серии показывать, с повторами, с смешными анонсами.
А во-вторых, я переехал, в чужой район (ну как чужой, малознакомый; с ним не связано никаких ни детских воспоминаний, ни романтических приключений), живу один.
И вот сижу я в пустой тёмной квартире, специально закрыл всё и занавесил и погасил, и вот сижу, смотрю Гарри Поттера. Какие-то серии оказались хуже, чем я думал, какие-то - лучше. Возможно, потому что я стал понимать, что происходит. И вот сижу я, как Сириус на конспиративной квартире, или Снейп в Ткацком переулке, и думаю.
Основной шок от Гарри Поттера - это судьба Роулинг. Бедная девочка, которую все били, все бросили, сидит одна в нищете и без каких-либо перспектив, и зачем-то пишет роман. Вот это важно - она вовсе не планировала то, что с ней получилось. Такие вещи не планируются, их не угадаешь, тот, кто стремится так всё распланировать, как правило, остаётся ни с чем, ничего у него не сбывается, хотя, казалось бы, все факторы сходились в его пользу. Вот Козлов Николай Иванович, популярный (когда-то) психолог. Мечтал вырастить новое поколение, создать Солнечный город, где жили бы его единомышленники и всем было бы хорошо. И что, создал? Да его по судам затаскали, чуть ли не признали несчастный Синтон тоталитарной сектой, о Солнечном городе и говорить уже смешно. Нет, ну он создал клуб, создал движение, но разве это было вершиной его планов? А ведь он профессионал именно в сфере управления собственной судьбой, помните, "сверхчеловек", "меня сравнивают с Ницше"? И даже, казалось бы, этот уверенный в себе профессионал, этот действительно сильный человек, волевой, его ведь обвиняли, что он по трупам пойдёт (это не так, конечно), но очень энергичный, пробивной, что называется. И что? Где результат? "Сухой остаток", о котором он любил говорить на "дистанции"?
Просто для сравнения. Вот маленький, заштатный, городок. Гимназия в нём. Кстати, все помнят, кто был директором гимназии? Ходит в эту гимназию щуплый интеллигентный мальчик из такой мягкой интеллигентной семьи. Потом вообще за границу уезжает, статейки интеллигентно пишет, 17 лет его не было в России; 46 лет ему, всё уже, проехали, осталось только интеллигентно журнальчики читать да спорить на завалинке. И вдруг... Он сам в это не верил. Ничего не предвещало. "Не при нашей жизни", он сам говорил. И тут он почти в одиночку (+ жалкая горстка разношёрстных помощников) переворачивает весь мир. Бывает и так.
Такие вещи нельзя запланировать. И Роулинг не планировала. Она моталась по кафешкам с грудным ребёнком и писала. И вот эта история, эта её боль и отчаяние, перенесённые на бумагу, разбавленные горьким юмором, они сработали. Многим людям это оказалось близко.
Оговорюсь - это касается именно завязки. Потом стало сложно придумать что-то оригинальное, но завязка, такая простая, и так сработала.
И удивителен тут не роман про несчастного, но смелого мальчика. Удивительна судьба самой Роулинг.
Но в этой судьбе есть одна трагедия. И о ней не говорят, хотя все знают.
Да, это круто вот так вот вдруг вознестись,
из грязи
- в миллионеры,
* в звезду, *
причём своим честным трудом, тут не к чему придраться.
Своими мозгами и слезами.
Ей и не помогал толком никто, все мешали.
А сейчас, казалось бы, всё хорошо.
Но трагедия Роулинг в том, что, создав интересный, перспективный, удивительный мир, она сама в нём не оказалась.
Вот Ленин создал мир, и был в центре него (правда, недолго). Гитлер (подольше). Какой-нибудь Ошо - в центре своего маленького, но собственного мира. Хаббард. Путин в своём мире живёт, который он под себя сделал.
А трагедия Роулинг в том, что она осталась магглом.
.................................
P. S. Волан - девичья фамилия матери Роулинг. А отца звали Питер. Но это ни о чём не говорит, конечно же.