Девять пионерок феминизма, надолго опередивших время, потому что сильные женщины существовали всегда

Nov 15, 2015 20:59

Оригинал взят у blackbastet в Девять пионерок феминизма, надолго опередивших время, потому что сильные женщины существовали всегда
Оригинал взят у blackbastet в Девять пионерок феминизма, надолго опередивших время, потому что сильные женщины существовали всегда
Авторка: JR Thorpe
Перевод: BlackBastet
Оригинал: http://www.bustle.com/articles/106049-9-pioneering-feminists-in-history-who-were-way-before-their-time-because-strong-women-have-always

Очень сложно называть феминистками женщин, которые писали, работали и жили за века до того, как этот термин вошел в употребление. Благодаря писательнице Чимаманде Нгози Адичи (и Бейонсе) мы все сегодня знакомы с самым коротким определением современной феминистки - "это та, кто верит в социальное, экономическое и политическое равенство полов". Но назвать так тех, кто жили в дофеминистическое время (то есть до "первой волны" в позднем 19 веке) довольно непросто. Во-первых, они сами не называли себя феминистками, потому что феминисток еще не существовало. Во-вторых, они поддерживали одни феминистические идеи, но отвергали другие. И в-третьих, они жили в обществе, радикально отличавшемся от нашего.

Вместо этого, многие историки феминизма используют термин "прото-феминистка", означающий, что эти женщины предвосхитили движение (некоторые полти на полтысячелетия), но не могут быть с уверенностью названы его частью. Список прото-феминисток очень длинный. Например, Абигейль Адамс, жена президента Адамса, которая в известном письме 1776 года просила его "помнить и дамах", составляя проект конституции США. Или Модерата Фонте, поэтесса 16 века, опубликовавшая работу "Ценность женщин, где явно показывается их благородство и превосходство над мужчинами" в 1600 году. Или Олимпия де Гуж, которая писала про-феминистические трактат перед тем, как была казнена французской революцией.

Итак, здесь список из девяти прото-феминисток, которые задавали жару патриархату, защищая женские права в поразительно ранние исторические периоды.

1. Маргарет Кавендиш (1623-1673)



Если вам знакомо имя Маргарет Кавендиш, то, скорее всего, благодаря тому, что она была одной из изобретательниц жанра научной фантастики. Аристократка и герцогиня Ньюкасла-на-Тайне, Кавендиш была независимой, эксцентричной женщиной и крайне плодотворной писательницей, драматургиней, поэтессой и эссеисткой, и ее работы имеют явный феминистический тон. В пьесе "Приключения Любви", например, женщины переодеваются в мужчин, ведут и выигрывают войны, спасают возлюбленных и дают наставления по богословию.

В своих "Речах на разные темы" она говорит о недостатке у женщин власти в обществе и об их праве реализовывать свои амбиции также свободно, как мужчины. Однако, затем она выказывает беспокойство о том, что такие амбициозные женщины становятся слишком "мужественными" и теряют свои женские добродетели. Поэтому назвать ее феминисткой сложнее, чем кажется на первый взгляд.

2. Мари де Гурне (1565-1645)



Тем, кто знаком с французским философом Монтенем, может быть знакомо и имя де Гурне - она с особым интересом изучала его работы, и настолько ему нравилась, что он фактически удочерил ее. Она редактировала некоторые его знаменитые эссе. Также она была необыкновенно умной женщиной, реализовавшей себя в качестве писательницы и переводчицы. И, что неудивительно, она довольно откровенно говорила о праве женщин на образование.

Она опубликовала несколько ярких эссе с названиями вроде "Равенство мужчин и женщин", "Жалобы дам" и "Извинения за пишущих женщин", в которых утверждала, что женщины могли бы достичь столько же, сколько мужчины, если бы имели такие же возможности в образовании и ссылалась на античных философов, которые тоже в это верили.

3. Сестра Хуана Инес де ла Крус (1651-1695)



Одна из моих личных фавориток, сестра Хуана Инес де ла Крус была гениальной ученой и яркой звездой мексиканского двора, которая бросила все и стала монахиней, чтоб посвятить себя интеллектуальному самосовершенствованию. Звание прото-феминистки она получила за свою книгу " Respuesta a Sor Filotea (Ответ сестре Филотее)" в защиту права женщин на образование. Книга доставила ей много неприятностей: она получила массу упреков от религиозных лидеров (мужчин, разумеется) и вынуждена была расстаться со всеми своими книгами (около 4000 томов!), а также дать обет не прикасаться к перу и бумаге.

4. Энн Хатчинсон (1591-1643)



Энн Хатчинсон, пуританка и участница конфликта в колонии Массачусетского Залива 1636-1638 годов, возможно, более всего известная как религиозная смутьянка, также была значимой фигурой в истории женских прав современной Америки. Ее разногласия с официальной пуританской церковью Новой Англии (о том, являются ли добрые дела благочестием) не так интересны как ее идеи о женщинах: она была женским духовным лидером и противостояла запрету для женщин на проповедование. За это на пятом месяце беременности ее притащили в зал суда. Она выступала против подчиненного положения женщин в пуританском обществе. "Иезавель" была отправлена в изгнание и убита индейцами племени Алгонкинов в 1643 году.

5. Ханна Вулли (1622-1675)



Авторка книг о домоводстве, возможно, выглядит неуместно в списке прото-феминисток, однако англичанка Ханна Вулли была очень необычной женщиной. Пожалуй, она первая в мире женщина, которая зарабатывала себе на жизнь написанием книг обо всех аспектах домашнего хозяйства. Действительно обо всех - "Компаньон дамы" и другие ее книги содержат все, от рецептов до воспитания детей и медицины. Вулли также была защитницей женских прав.

Вступление к "Компаньону дамы" содержит пламенную речь в защиту женского образования:

"Правом на образование для женщин настолько пренебрегают, что можно практически оплакивать это. В наше развращенное время многие считают, что женщина достаточно умна и образована, если может отличить постель мужа от чужой. Тщеславные мужчины считают, что мы созданы едва ли не только для того, чтобы заселить мир и поддерживать жизнь его обитателей приятной и чистой. Но если бы мы имели такой же доступ к литературе, мы обнаружили бы, что наши умы также плодотворны, как наши тела".

Выкуси, патриархат.

6. Джарена Ли (1783-?)



Джарена Ли заслуживает гораздо большей известности, чем имеет сейчас. Афро-американка, рожденная свободной в Нью Джерси, она вошла в историю благодаря двум значительным достижениям. Она была первой афро-американской женщиной в истории Америки, опубликовавшей свою автобиографию ("Религиозный опыт и дневники миссис Джарены Ли", 1836). И, как Энн Хатчинсон, она неоднократно противостояла запрету для женщин на проповедование - настолько часто, что построила на этом карьеру.

Она была путешествующей проповедницей распространенного в Америке 18 века типа, с единственным исключением - она была женщиной. Она была уполномочена на проповедование мужчиной - епископом Алленом Американской Методистской Церкви и, несмотря на серьезное сопротивление, насмешки и физические трудности (она часто путешествовала по Америке пешком), прочитала 178 проповедей за свою карьеру проповедницы. В ее автобиографии многократно повторяется, что она чувствует, что женщины имеют такое же право нести слово Божье, как и мужчины.

7. Батсуа Макин



Как вы уже догадались, многие прото-феминистки говорили о праве женщин получать образование. Современные феминистки продолжают подчеркивать огромную важность образование для женщин для обретения ими силы в обществе, но эта битва длится века. Главный труд Батсуа Макин, "Эссе в возрождении античных традиций образования для женщин в области религии, манер, искусства и языков с ответами на возражения против этого метода образования" (1673) содержит достаточно красноречивую защиту всеобщего права на образование.

Макин была поэтессой и вундеркиндом, основала собственную школу и имела успешную писательскую карьеру, которая продолжалась 60 лет (подтверждая ее собственные утверждения). Мари Эстель, которую называют "первой английской феминисткой", много ссылается на Макин в собственной работе в защиту женского образования "Серьезное предложение дамам, для их интереса и величайшей пользы" 1694 года.

8. Кристина де Пизан (1364-1430)



Кристина де Пизан, итало-французская авторка "Книги о Граде женском" и 40 других работ, как многие женщины из этого списка, аристократка и ученая, зарабатывавшая на жизнь пером. Рано овдовев, де Пизан стала придворной писательницей на службе у разных монархов и авторкой книг о женском мироощущении. Предметом ее заботы было то, как женины могут противостоять насмешливому, женоненавистническому отношению, которое встречают везде, в литературе и в повседневной жизни.

Она выступала в защиту права на женское образование, доказывая в "Книге о Граде женском", что женщин нет недостатка в природных способностях к наукам, и что если бы представился шанс, они показали бы равные с мужчинами интеллектуальные способности. Однако она не говорила, что женщины во всех смыслах равны мужчинам или заслуживают таких же ролей в обществе - только о том, что они должны иметь возможность спокойно жить и читать.

9. Райко Харатсука (1886-1971)



Ладно, это немного жульничество. Феминизм определенно проник на Запад ко времени жизни Райко, урожденной Хару Харатсуки. Но в ее родной Японии, как говорят некоторые ученые, идеи женского равноправия имеют иной исторический базис и развивались медленнее. А значит, Хайко была инноваторшей. В 1911 году она основала первый в Японии женский литературный журнал " Seito", или "Синий чулок" и в 1913 написала страстное эссе "Женщинам Мира", в котором требовала, чтобы японские женщины получили возможность реализовать себя не только как жены и матери.

"Разве к женам не относятся как к инвалидам? Разве не правда, что они не имеют прав ни на имущество, ни на детей?" говорится в эссе. "Мы не хотим выходить замуж, пока это означает присоединение к этой абсурдной, нелогичной системе... Открыв однажды глаза, мы не сможем заснуть снова." Несмотря на ее энтузиазм, который включал создание "Общества Новых Женщин" с которым она пыталась добиться для женщин политических прав, японские женщины не имели возможности голосовать на выборах до 1945 года.

Previous post Next post
Up