Научи нас видеть Тебя за каждой бедой!
(Б. Гребенщиков «Никита Рязанский»)
I
1. Так называемая «Икона всех священномучеников Смирнских», выставленная на аукционные торги в 2013 году, по мнению большинства специалистов является подделкой.
2. Икона огромна и не уступает по размерам известной «Похвале Богоматери», но выполнена в стиле характерном для византийской иконописи начала XV столетия. Иконография отличается чрезвычайной подробностью. Вся плоскость изображения наполнена множеством сцен, групп и отдельных фигур. По исполнению эта икона относится к экспрессивному течению. Благодаря сгущённому, утемнённому цвету и бликам света, смело брошенным на изображенные фигуры, в иконе создана напряжённая атмосфера. В иконе обращает на себя внимание мелкость форм, хрупкость пропорций, тонкие и гибкие линии пробелов. Все это создает особую выразительность, даже пронзительность образов, характерную для XV века.
3. Однако изображение на иконе ряда исторических лиц, живших значительно позже XV века, не позволяет отнести икону к этому периоду (Например священномученика Хризостома Смирнского, погибшего во время Смирнской резни 1922 г и канонизированного лишь в 1992 г- второй ряд четвертая фигура справа).
4. В настоящее время среди специалистов распространены два мнения относительно «Иконы всех священномучеников Смирнских».
5. Согласно первому, икона представляет собой грубую современную стилизацию, созданную судя по всему с исключительно коммерческой целью.
6. Согласно второму мнению икона создана на основании более раннего образца и лишь «дополнена» более поздними персонажами.
7. В пользу этой второй теории говорит и тот факт, что среди изображенных на иконе священномучеников преобладают люди, жившие в период с 9 по 15 века. Есть несколько персонажей 19-20 века и полностью отсутствуют люди жившие в период с 15 по 19 столение.
8. В пятом ряду с правого края изображен молодой человек в костюме 11 века. Его лицо высветлено и наполнено какой-то особой грустью и радостью в то же время.
9. Его тело плотно закутано в плащ, ниспадающий сниз тяжелыми складками, и полностью скрывающий руки мужчины.
10. Справа от него изображена девушка в синем платье, лицо которой мы не видим. Над левым плечом - плотницкий инструмент. Правой ногой человек попирает игральные кости, а левой - кошель с золотыми.
11. Большинство специалистов по иконографии XV века сходятся в том, что на иконе изображен Юстин Гавал.
II1. Юстин Гавал родился в Смирне в 1147 году в семье удачливого купца из Нового Рима Феофана Гавала, третьего этого имени.
2. Вышел Юстин и ростом и статью.
3. От матери, умершей в родах, достался ему лик пригожий и нрав мягкий. И сердце горячее.
4. От отца - ум крепкий и цепкий.
5. От господа достались ему руки сильные да умелые. Годные для любой работы. За что бы не брался Юстин - лошадь ли подковать, дом ли возводить, плотничать ли - любое дело стпорилось у Гавала в руках.
6. А от диавола досталась Юстину страсть черная. Все деньги какие в руки ему попадали тут же проигрывал в кости
7. Отец Юстина - Феофан Гавал был удачлив в делах, да слаб здоровьем. Торгуя в Иконии и Киликии он многократно увеличил свое состояние. Его караваны ходили по всей Малой Азии, доходили и до Каира! Удачливый купец всюду возил сына с собой и с малолетства учил его всем купеческим премудростям. Юстин подавал большие надежды и был бы лучшим из купцов на Востоке, если бы не страсть к игре.
8. И вот случилось так, что в дальней стране Феофан заболел тяжелой болезнью и скоропостижно скончался, оставив все свое огромное состояние молодому сыну.
III1. Когда отец умер, Юстин был принят в доме своего дяди - Алексия Гавала - хартулария дрома в Смирне. В тот же год в Смирну к Алексию пожаловал и другой дядя Юстина - Афонасий, занимавшийся (как и Феофан) торговым делом.
2. Алексий был человеком рассудительным и мудрым. Под его началом процветало внешнеполическое ведомство Смирны. Он вел переписку со многими просвященнейшими людьми того времени, как внутри Империи, так и далеко за ее пределами.
3. Афонасий был алчен, но при этом набожен. А временами суеверен. Он обладал деятельной натурой, но истиной мудрости был лишен. И не был разборчив ни в связях, ни в методах. В делах ему сопутсвовала удача, но опыта торговли на востоке у него не было.
4. Встретившись в доме Алексия, порешили Афонасий и Юстин объединить достояние и вести свои торговые дела вместе.
5. И тут сказалась порочная страсть молодого купца к азартным играм.
6. Вышло так, что их с дядей караван был вынужден три дня простоять в оазисе, дожидаясь проводника. И за эти три дня Юстин проиграл Афонасию в кости все свое достояние!
7. И остался нищим.
8. Как жил с той поры - сам не помнил. Вроде делал что-то, но не чувствовал ничего. Закрылись глаза его сердца и не видел он более Мира Божьего. Ходил в дальние страны с дядей получал кое-какие деньги за это, и тут же проигрывал их.
9. А как не стало денег хватать, так и последнюю рубаху проиграть мог, а потом и до семейных реликвий дошло. В помрачении проиграл он в кости шкатулку чудесную, унаследованную Гавалами от своего знаменитого прадеда - дар самого Базилевса, на протяжении более чем двухсот лет передававшуюся из поколения в поколение от отца к сыну.
IV1. Хитер диавол, и губительны козни его. Но супротив Господней воли не устоять ему. Как бы ни пытался враг рода человеческого опутывать людские сердца, но ежли есть на то Божье соизволение, прозрит человечье сердце истинный путь.
2. И случилось так что повстречал в Селевкии Юстин Гавал деву юнную, непорочную и целомудренную, нравом кроткую и ликом прекрасную. И звалась та дева Софиею.
3. И пробудилась в сердце Юстина любовь истинная. И возлюбил он деву ту больше жизни своей. И от любви этой открылось сердце Юстина для Божьего света. И глаза открылись его.
4. Но дева та была из простого и небогатого рода. Приходилась она приемной дочерью одному старому лекарю, что хоть и пользовался уважением среди людей за исскуство свое, но денег не нажил.
5. И убоялся Юстин открыться в чувстве своем перед дядьями своими от которых зависел. И стали хранить в тайне от людей свою любовь Юстин и София.
6. И лишь письма, как лебеди белые, часто летали промеж них.
V
1. А тем временем Алексий да Афонасий порешили во что бы то ни стало поженить Юстина на какой-нибудь достойной матроне преклонного возраста.
2. Вот только на ком именно женить Юстина никак сговориться не могли. Алексий стремился тем браком укрепить связи с властьпредержащими, а Афонасий увеличить состояние рода своего.
3. Но не захотел слушать Юстин речей дядьев своих о выгодном браке. Не хотел он жениться ни на знатной, ни на богатой. Не слушал ни посулов их ни угроз.
4. Когда же совсем насели на него дядья с женитьбой, открылся им Юстин, что любит всем сердцем дочку лекаря.
5. Услышав о том, что порешил Юстин связать свою судьбу с незнатной и бедной девушкой, Алексий и Афонасий преисполнились гневом великим.И еже ли бы были чуть менее набожны, так наверное и умертвили бы племянника своего тут же на месте.
6. Юстин же им на гнев их отвечал вежливо, как и положено младшему в семействе. Но на решении своем стоял твердо. Ни за что не соглашался он предать свою любовь.
7. Ярились-ярились дядья, но переломить решимости Юстиновой так и не сумели. Пришлось им согласиться и благословить выбор племянника.
8. Однако прежде чем помолвке быть, выставили дядья Юстину условия многотрудные.
9. И возжелал Алексий, чтобы Юстин вернул ему шкатулку чужакам проигранную в кости.
10. А Афонасий возжелал, чтобы Юстин без копейки денег, сам бы собрал караван, отправился с тем караваном в Европу и вернулся оттуда в Смирну с товарами разными.
VI
1. Перво-наперво Юстин отправился в Церковь святого Поликарпа и исповедался там. А так же испросил благословения у Владыки. И не отказал Владыко Юстину во благословении своем.
2. Там же в церкви отрекся Юстин от дара диавольского - игральных костей. И отрекаясь сжимал их в деснице своей. И внял Господь Юстину и чистому сердцу его и дал ему такую силу, что стали кости игральные пылью и тленом в кулаке его.
3. Не мешкая ни минуты отправился Юстин на поиски шкатулки фамильной, что проиграл он в помрачении своем. Да за то время что прошло успела шкатулка многих хозяев сменить. Однако же сколь веревочке не виться, а конец завсегда отыщется. Вот и шкатулка нашлась в доме Селевкийского стратига.
4. Да не захотел стратиг отдавать шкатулку Юстину и назначил за нее пятикратную цену. А у Юстина денег то было всего несколько медяков. Думал стратиг что Юстин отступит, да просчитался. Взял с него клятву молодой Гавал, что не продаст стратиг шкатулку больше никому, а будет ждать возвращения Юстина ровно год и три дня, и тогда Гавал даст ему требуемое им. На том и порешили. Да и скрепили договор в присутствии духовных лиц.
5. Не было у Юстина Гавала ни людей, ни денег, ни связей. Да было божье благословение.
6. Вернулся он в Смирну и предстал пред глазами самого дукса. И смелые речи держал перед ним о намерении своем идти с караваном в Европу. И о том какую выгоду сулит это предприятие всем кто в нем учавствовать. И дал дукс Юстину корабль и золота дал с избытком. И сына своего старшего Юстину дал в спутники.
7. Отправился Юстин к караванщикам да матросам да знатным путешественникам да в торговые ряды. И звал их с собой в странствие. Но все хотели денег вперед и никто из них не пошел с Юстином.
8. Тогда встал Юстин на главной площади и стал выкликать людей, не имевших к торговле отношения. И говорил им про нужду свою, и про красоту нареченной своей, и про условия что дядья ему поставили.
9. И люди пошли за Юстином. И примкнули к нему и опытные купцы из рода Валентов; и воины из городской стражи, чью мечи остры; и мастеровые,что на любое дело способны; и иконописцы, от чьего исскуства светло на сердце у христиан; и девы прекрасные и кроткие сердцем; и цыган Лоло, тот что Крестовый поход украл; и опытный караванщик Виталий, что еще с его отцом и дядей караваны водил и многие другие.
10. И все они отправились вослед за Юстином в далекую Европу, ибо была на то Божья воля.
VII
1. Ровно год и три дня продолжалось их странствие.
2. А когда истек назначеный срок, вернулся корабль купца Гавала в Смирну.
3. И было на нем много железа и зерна и прочих товаров заморских. А от золота ломились кошели тех, кто уезжал с Юстином с пустой мошной.
4. И отправился Юстин к стратигу селевкийскому и выкупил у него шкатулку фамильную, как и было уговорено.
5. И отправился к дуксу Смирны и вернул то что тот дал ему, да присовокупил к тому дары великие.
6. И отправился к дядьям своим Алексию и Афонасию. И предъявил им и шкатулку и деньги.
7. И дивились тому дядья его. И не могли пред лицом народа всего отрицать, что выполнил Юстин все их условия.
8. И благословили его на брак с девицей Софиею.
VIII
1. А меджу тем тучи и над Смирной сгущались, и над всем христианским миром.
2. Трижды был разбит под Каиром святой король Иерусалима Балдуин, что прикрывал своим щитом все свое войско. Сгубили его астрологи да алхимики каирские своими камнями да чарами.
3. Уже и рыскали по дорогам нечестивые банды сельджуков и резали беззащитных христианских поломников
4. Уже войско мусульманское осадило и разорило Триполи
5. Уже осажден был Святой город Иерусалим.
6. А в городе Смирне убийцы сирийские пришедшие под видом мирных торговцев, набросились на священников провославных и лучших людей своего времени и порезали их ножами на мелкие кусочки.
7. Пал в тот день и лучший из людей того времени - политик, мыслитель и просто хороший человек - Алексий Гавал.
IX
1. Вот порешили тогда купцы Афонасий и Юстин Гавалы заложить в Киликийских вратах часовню в память убиенного Алексия.
2. И много денег за то работникам сулили. Но люди боялись и не пошел никто. Тогда пошли Юстин и Афонасий в Киликийские Врата и своими руками как простые работники поставили ту часовню.
3. И поставили в ней икону святую Николая Чудотворца. И глядела икона глазами своими на людей что шли через ту землю.
4. И многие приходили помолиться в то святое место
5. Окончив же работу ту отправились во град Селевкию, чтобы мог Юстин венчаться с возлюбленной своей Софией.
6. Но не нашли ее там, ибо тоскуя по любимому отправилась София в поломничество аж до самого Каира. Чтобы помолиться святым мощам, чтобы дал ей господь соизволения сочетаться браком с возлюбленным ее Юстином Гавалом.
X
1. Не долго тужил Юстин Гавал. Собрал он ватагу верных ему караванщиков и оправился с ними в земли неведомые - во след возлюбленной своей Софии.
2. Много дивных чудес повидали они в странствиях своих.
3. Видали град Иконий, где и нищие ходят в шелках. Где над воротами висит голова христианского рыцаря, погибшего мученически за веру и плачет живыми слезами.
4. Видали и град Сис, где лавок больше чем людей, и где каждый человек мастер. Видали в том городе кабак великий, где цари и кесари отведать плова мечтают. Но где и беднейшему путнику подадут лучшее угощение.
5. Видали Святой град Иерусалим, где стоит Храм Великий под великим куполом. И все люди молиться в том храме могут. Видели как святая икона православная спасла тот город, который и тысяча мечей спасти не могла.
6. Видели град Антиохию, где сколько людей столько и народов. Где и армяне, и ромеи, и латиняне живут бок о бок и нет вражды меж ними.
7. Видели Бедуинов, что живут в шатрах среди великой пустыни, курят шишу и ведают святую гору Синай.
8. Видели Туарегов, у коих одно племя, да два рода. В одном роду только женщины, а в другом только мужчины.
9. Дошли и до городу Каиру, где овдовевший гарем оплакивает своего умершего повелителя. Где никто не заказывает чая меньше 10 кружек сразу. Где копты пекут хлеб в земляной печи. Где в дальней потайной конюшне хранят они злого коня белоснежной масти. И имя тому коню Анубис. Глаза у него пронзительные, а кричит он не по лошадиному.
10. Видали и пирамиды великие и безмолвные под звездами.
XI
1. Без малого год продолжалось их странствие.
2. Много всего повидали Юстин Гавал и спутники его в пути. И всех людей, кого встречали в пути спрашивали о деве прекрасной ликом и кроткой нравом в платье небесного цвета по имени София.
3. Да только все качали головами в ответ. Не видал никто девы той прекрасной ни в Иконии, ни в Сисе, ни в Антиохии, ни в Городе Святом, ни в пустыне Египетской ни в Каире-городе.
4. Так и не отыскал своей возлюбленной молодой купец.
5. Поворотил он караван свой в обратний путь. Из каждого селения писал он милой своей Софии письма исполненные любовной тоски.
6. А дойдя до Селевкии узнал, что нареченную его вместе с другими паломниками христианскими изрубили еще год назад разбойники мусульманские.
XII
1. Прознав о том, отринул Юстин Гавал земное.
2. Распустил он соратников своих верных по домам, щедро их наградив.
3. Оставшиеся же деньги частью церкви святой пожертвовал, а частью нищим роздал. 20 же золотых закопал в поместье своем.
4. После того взял инструмент плотницкий и отправился со своим дядькой Афонасием ставить по всей Земле Святой часовни православные.
5. Что ни год приходили они в новое место и ставили там новую часовню.
6. По всей земле от Смирны до Эдессы и от Эдессы до самого Иерусалима встали иконы православные и глядели на путников христианских глазами своими печальными и ласковыми.
7. Многие приходили помолиться к ним. И многие находили у святых икон защиты и утешения.
XIII
1. Много ли, мало ли времени прошло?
2. В год падения Смирны вернулись Юстин и Афонасий Гавалы в Киликийские Врата, где воздвигли свою первую часовню.
3. Стояло в то время в Киликийских Вратах свирепое войско басурманское.
4. Схватили мусульманские воины православных строителей и привели пред очи Султана своего.
5. Мрачный сидел Султан в окружении войска. Много он побед одержал, и много воинов христианских сразил, и много крепостей христианских огню предал. Но не давали ему покоя иконы провославные во храмах и часовнях. Глядели своими глазами в самую душу и жгли словно уголья раскаленные.
6. Поставили султанские военноначальники Гавалов на колени перед Султаном. И потребовали чтобы отреклись те от веры православной. Но отказались Гавалы.
7. Тогда спросил их Султан что они делали и чем занимались
8. И без утайки отвечали бывшие купцы Султану, что ставили каждый год по часовне православной во всех областях по всейСвятой Земле.
9. И за это басурманские военноначальники отрубили руки Афонасию. И Юстину руки его умелые отрубили.
10. И кричал Афонасий и просил его перевязать. И за это отрубили ему голову. И рассекли ему живот. И рассекли лоб.
11. И Юстину живот рассекли.
12. А иконы смотрели на это.
XIV
1. А когда армия Султана покинула Киликийские врата, Юстин Гавал остался лежать там один.
2. Он лежал на спине и смотрел прямо перед собой
3. И трава под ним стала как царский пурпур
4. А небо перед ним было чистым и прозрачным
5. И к нему подошла женщина в голубом платье. Прекрасная лицом и кроткая нравом.
6. И поцеловала его.
7. И тогда Юстин Гавал поднялся с красной земли Киликийских Врат.
8. И посмотрел на женщину. И узнал в ней ту, которую искал так долго.
9. И обнял.
PS: в оформлении текста использовались:
А) фрагмент иконы «40 мучеников севастийских»
Б) карта мира Heinrich Bunting, 16 век.
В) миниатюра посвященная святому мученику Николаю Караманосу, погибшему 19 марта 1657 года в Смирне
(подробнее о нем тут:
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/58197.htm)
Г) подробнее о смященномученике Хризостоме Смирнском и резне в Смирне 1922 г тут:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC_%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9И тут:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F_%D0%B2_%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B5