Нео-мамлюки

Dec 26, 2011 15:44

  Есть одна прослойка российского общества, которая проникла в высшие эшелоны власти и бизнеса, взяв их под свой контроль. Эти люди не связаны ни кровными узами, ни глубоким историческим или региональным родством, но в то же время у всех них имеется очень четкий общий знаменатель. Себе они дают романтически звучащее определение "неодворяне", недвусмысленно намекая на то, что являются носителями неких исключительных качеств, составляя эдакую аристократию духа и чести. Читатель, думаю, ты уже догадался, что речь идет о выходцах из рядов органов службы госбезопасноти, чекистах, людях "с горячим сердцем и холодными руками".
  Честно сказать, я совершенно не уверен, что дворянство, будь то Российской Империи или какой-либо другой страны мира, являлось средоточием всего лучшего, что было в его народе. Да, существовали принципы рыцарской доблести и чести, галантность и скурпулезный этикет, но подлость, коварство и предательство были свойственны людям голубых кровей ничуть не в меньшей степени, чем простым смердам. Справедливости ради, нужно сказать, что дворяне даже если и не питали пиетета к абстрактному понятию Родины, обычно были связаны невидимой пуповиной с родиной малой, от процветания которой напрямую зависело их собственное существование. Этого качества у современных "дворян" я, к сожалению, не вижу. Поэтому более корректным будет называть их не неодворянами, а новыми мамлюками, с которыми их роднит немалое количество свойств. Совершим краткий экскурс в историю и подробнее узнаем, кем были мамлюки:
   Мамлюки - военная каста в средневековом Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов иноземного происхождения, т.е. не имевших никакой связи с местным населением и не питавших особой сентименатальности к своей новой родине. Юноши обращались в ислам и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. В их среде поддерживалась суровая дисциплина, требовавшая беспрекословоного подчинения вышестоящему. Сделав поправки на современные реалии, учитывая, что в многонациональном государстве нет надобности импортировать новобранцев, а также заменив Ислам на иную прививаемую идеологию, мы получаем институт, поразительно похожий на гвардию Железного Феликса. Также крайне немаловажным будет заметить, что несмотря на свое рабское происхождение, мамлюки по статусу считались значительно благороднее свободных граждан Египта. Последний факт позволял эффективно использовать гвардейцев не только против внешнего врага, но и для подавления волнений внутри государства, ведь чем меньше в тебе уважения к своему народу, тем меньше беспокоит судьба рядовых его граждан.
  В начале своего существования мамлюки приносили немалую пользу своей стране: им удалось остановить нашествие монголов в Сирии, выдавить с Ближнего Востока государства крестоносцев и даже сокрушить Киликийскую Армению, положив на многие века конец армянскй государственности. Но затем что-то в механизме дало сбой: легитимный правитель Египта был свергнут, на его место пришел мамлюк, генерал Кутуз, которого сменил его же соратник Бейбарс, следующие несколько веков в борьбе за власть один полководец сменял другого. Институт мамлюков, как военная организация, полностью разложился и превратился в правящий феодальный класс, ненавидимый подчиненным ему народом. В итоге, Египет захватила юная турецкая держава, которая до поры сохраняла их привелегированный статус. В 1811-м году, когда по приказу Мухаммеда Али Паши в Каирской цитадели были убиты около 600 мамлюков, население Египта начало разыскивать и уничтожать их по всей стране, не щадя и членов их семей.
  Мне кажется, что пугающе похожие процессы происходят сегодня в России: главой правительства и фактическим правителем является мамлюк, его соратники из "служилых людей" стремительно превращаются в магнатов, подминая под себя все, до чего способны дотянуться, их отношение к себе, как к избранным, а к гражданам своей страны, как расходному ресурсу, они уже особенно и не скрывают. А учитывая гораздо более высокую динамику событийности в современном обществе в сравнении со средневековым, не думаю что переполнения чаши народного терпения прийдется ожидать несколько столетий. И очень хочется надеяться, что до кровавых расправ дело все же не дойдет.

мысли, история, политика

Previous post Next post
Up