В который раз убеждаюсь в том, что позиция А.Кураева нередко близка мне. На мой взгляд он пишет очень правильные вещи.
Originally posted by
diak_kuraev at
Антиклерикализм приравнен к сатанизму и одержимости"Он тоже пришел для того, чтобы открыть людям Божие Царство, а Его истязали и распяли.
Таков ответ людей на весть о Божием Царстве. В чем же дело? Почему же такой протест, более того, готовность руку поднять на тех, кто Царство Божие благовествует? Христиане становились изгоями, и так было не только в первые три века, в годы жесточайших римских гонений, - так было на протяжении всей истории. Что же говорить о страшных гонениях века XX, постигших нашу Церковь и наш верующий народ?
Возникает вопрос: почему же такое восстание на слово Божие? Ведь провозглашается много разных идей, люди нередко спорят, иногда даже очень жестко возражают. Но достаточно редко за одну только идею, за одни только слова истязают и убивают. Действительно, почему? Ведь сама по себе христианская идея не несет ничего, чтобы могло бы в такой степени возбуждать отрицательные чувства.
Сегодня на возглашение Божественного слова не всегда отвечают физической силой, но сколько лжи, сколько провокаций, сколько попыток объединить людей, способных совместно ударить по тем, кто слово Божие проповедует! Наверное, каждый, кто сегодня внимательно смотрит на происходящее, в том числе в нашей стране, это видит. Почему так?
Дело в том, что христианское послание само по себе очень радикально. Обращаясь к человеческой душе, оно требует перемены разума и сердца. Это послание требует включить Божественный нравственный закон в качестве главного закона человеческого общежития и личной человеческой жизни. Очень многие оказываются неспособны его принять.
Но слишком сильна человеческая гордыня, чтобы склонить главу не только перед человеческими словами, но даже перед словом Божиим. А отец гордости есть диавол. Поэтому вся эта немотивированная, неадекватная реакция - это не просто состояние нервной системы или возбужденного ума. Нередко это действие темной силы, которая действует через людей".
http://www.patriarchia.ru/db/text/5007556.html Очень правильно ставит вопрос Патриарх. В мире много разноречивых идей и концепций. Много и морализирующих проповедников. Конечно, достается и атеистам-троцкистам, и буддистам с шапками неправильного цвета, и мусульманам, по разному решающим проблемы генеалогии своих имамов. Но нас-то, таких белых и пушистых - за что?
Евангелие действительно прекрасно. И само по себе вряд ли способно порождать такие повторные волны ненависти. Вот тут самое время поставить вопрос: так, может, дело не во Христе, а в христианах?
Но патриаршая речь стремительно минует эту развилку. Мол, Христос и христиане есть одно и то же, и потому лишь сатанисты могут противиться дивной Нагорной проповеди.
Но апостол Петр не случайно предостерегает: "Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое".
У каждого из нас много граней, идентичностей, свойств и привычек. И если человека, который между прочим еще и христианин, осуждают за какие-то его поступки и слова, малосовместимые с Нагорной проповедью - это не означает, что его судят именно за его христианскую веру.
Очень мало людей, у которых раздражение вызывает именно Христос и Его призыв к покаянию. Они есть, и среди них и в самом деле бывают просто одержимые. Но все же их настолько мало, что они не могут преследовать огромную христианскую общину.
Аллергия на христиан много чаще возникает из-за огромного и бьющего в глаза зазора между призывами проповедников и стилем их собственной жизни. И из-за их навязчивости. Желание поставит под свой контроль жизнь всех людей даже не со "своего двора". Навязывание им инструкций - что они должны читать, смотреть, говорить, слушать, есть и спать. Плюс многовековая и разнообразная солидарность церковной верхушки с очевидно же нсеправедливыми режимами политической власти. Плюс чудеса переворачивания и перекрашивания той же верхушки и ее риторики при смене светской политической элиты.
Часто люди реагируют не на содержание слов, а на интонацию и глаза проповедника. Слова могут быть по смыслу добрыми, но глазки - буравящими и архивластными. В сочетании с интонацией фельдфебеля на плацу. В таком случае вовсе не сатана, а сердце и горький жизненный опыт подскажут: обойди стороной такого душеприказчика.
Вот есть два факта. С одной стороны, по словам патриархийных риторов, в последние годы общественно-политическое влияние нашей церкви (точнее - епископата) растет. С другой стороны - поднимается волна ропота. Тут точно нет связи второе не есть реакция на первое?
Думаю, есть. И мотив этой связи довольно пост. В нашем довольно современном и светском обществе есть определенный консенсус в вопросе о том, что выбор религии и меры интенсивности личной религиозной жизни - это личное дело каждого. Повсеместное присутствие людей в рясах рядом с чиновниками (и так не вызывающими народного доверия), их "поучающая" и в то же время довольно бессмысленная риторика порождают ощущение угрозы личному пространству тех, кого зачислили в "паству" без их спроса.
И следует вовсе не сатанинская, а вполне человеческая реакция: не учите меня как жить, а не скажу вам, куда вам следует пойти.
И примитивная картинка "демоны против Святой Руси" не убедит критиков. Зато такая примитивная накачка может часть "паствы" вдохновить на экстремальные подвиги. Любая современная война начинается с демонизации и расчеловечивания врагов. "Они угрожают нашим ценностям! Только недочеловек может быть способен на такое!"
Повторюсь: в 21 веке пора менять интонацию и лексикон. Не назидать, а размышлять. Философствовать, а не проповедовать.
Мне так кажется.
Перекрестился.
Все равно кажется.