Правительственный совет по нанотехнологиям 3

Jan 24, 2008 15:55

Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. N 1188-р)


I. Введение
Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации (далее - Программа) разработана в соответствии с решением Правительства Российской Федерации и направлена на реализацию новых подходов к преобразованию российской промышленности.
Ускоренное развитие работ в области нанотехнологий и наноматериалов призвано обеспечить реализацию стратегических приоритетов Российской Федерации, изложенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
II. Основное назначение и принципы Программы
Основное назначение Программы - достижение целей, определенных Концепцией развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года.
Программа представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение координации работ по созданию и развитию научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, а также на объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и организаций в интересах ускоренного формирования наноиндустрии в Российской Федерации, и является важнейшим организационным инструментом реализации указанной Концепции.
Основными принципами Программы являются:
  • системный подход к решению задач развития наноиндустрии, включающий межотраслевую координацию работ федеральных органов исполнительной власти и организаций по реализации программ и проектов в этой области;
  • коллегиальность принятия решений, связанных с реализацией Программы, а также широкое использование независимой и межведомственной экспертизы в этих целях;

  • направление значительной части средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников на решение приоритетных задач в области развития наноиндустрии и создание системы контроля эффективности их расходования; межведомственная открытость для обсуждения достигнутых результатов и эффективных механизмов организации работ.

  • Состав участников Программы формируется из федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, субъектов инновационной системы, негосударственных организаций наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики и других организаций.
    Участники Программы самостоятельно реализуют исследовательские, образовательные, инфраструктурные или производственные проекты в области наноиндустрии, а также согласовывают механизм обмена информацией о своей деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
    III. Цель и задачи Программы
    Целью Программы является достижение и поддержание паритета с развитыми странами мира в приоритетных направлениях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, создании экологически адаптированных современных промышленных производств, здравоохранении, производстве продуктов питания, качестве и уровне жизни населения, а также в обеспечении необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации за счет повышения координации и результативности работ в области нанотехнологий и наноматериалов.
    Основными задачами Программы являются:
  • развитие высокотехнологичных секторов экономики на базе широкого внедрения нанотехнологий и наноматериалов, обеспечивающее повышение конкурентоспособности и расширение присутствия Российской Федерации на мировом рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции;
  • повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств за счет согласованных действий участников Программы в области нанотехнологий и наноматериалов;
  • снижение уровня угроз террористических актов, техногенных катастроф и других факторов неблагоприятных внешних воздействий путем широкого внедрения специальной наносистемной техники;
  • совершенствование вооружения, военной и специальной техники на основе использования достижений в области нанотехнологий и наноматериалов;
  • профилактика, диагностика и лечение заболеваний путем внедрения в сферу здравоохранения методов, лекарственных средств и медицинской техники, полученных в результате использования достижений в области нанотехнологий и наноматериалов;
  • повышение уровня экологической безопасности и улучшение среды обитания за счет применения наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды.

  • Для достижения цели Программы предусматриваются:
  • определение приоритетных направлений развития нанотехнологий и наноматериалов, ресурсного обеспечения форм межведомственного взаимодействия;
  • учет, планирование и оптимизация расходуемых бюджетных средств в области нанотехнологий и наноматериалов;
  • формирование национальной нанотехнологической сети;
  • распределение компетенции по вопросам проведения исследований и разработок в области нанотехнологий и наноматериалов, распространение полученных результатов в отраслях экономики и стимулирование спроса на продукцию наноиндустрии;
  • координация и совершенствование процедур трансфера нанотехнологий и наноматериалов;
  • совершенствование механизмов защиты интеллектуальной собственности при вовлечении ее в хозяйственный оборот.

  • Основными направлениями координации работ в рамках Программы являются:
  • создание и совершенствование исследовательской и инновационной инфраструктуры по развитию работ в области нанотехнологий и наноматериалов;
  • широкомасштабное развитие фундаментальных исследований по перспективным направлениям науки, определяющим прогресс в области нанотехнологий и наноматериалов, а также долгосрочная государственная поддержка прикладных исследований, нацеленных на коммерциализацию разработок;
  • развитие международного взаимовыгодного сотрудничества в области наноиндустрии;
  • подготовка, привлечение и закрепление кадров (прежде всего молодых специалистов) для использования в различных сферах деятельности в области нанотехнологий и наноматериалов, а также повышение их квалификации.

  • IV. Направления развития нанотехнологий и наноматериалов и мероприятия Программы
    Перспективными направлениями развития нанотехнологий и наноматериалов являются:
  • создание научно-технологической и метрологической базы наноиндустрии;
  • разработка наноинженерии и наносистемной техники;
  • создание функциональных и конструкционных наноматериалов;
  • разработка нанобиотехнологии;
  • осуществление подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии.

  • Для реализации Программы утверждается план мероприятий, включающий следующие направления работ:
  • организация научно-технического прогноза в области нанотехнологий и наноматериалов, определение места Российской Федерации на мировом рынке продукции наноиндустрии;
  • определение и согласование приоритетов и компетенции участников Программы, в том числе по развитию инфраструктуры наноиндустрии;
  • согласование тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по которой участниками Программы планируется выполнение или размещение заказа;
  • информирование участников Программы о направлениях, партнерах и результатах международного научно-технического сотрудничества в области нанотехнологий и наноматериалов;
  • обмен результатами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и деятельности в сфере коммерциализации технологий наноиндустрии, обеспечение трансфера разработанных технологий в промышленность, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации;
  • инвентаризация научного, технического, технологического и производственного потенциала Российской Федерации в области нанотехнологий и наноматериалов;
  • определение показателей и индикаторов Программы.

  • План действий по стимулированию развития наноиндустрии в Российской Федерации представлен в приложении.
    V. Система управления реализацией Программы
    Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации.
    Координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.
    Управление реализацией Программы производится на основе соглашений координатора Программы с каждым из ее участников.
    Для реализации Программы координатор Программы:
  • разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий, в том числе совместно с иными участниками Программы, нормативные акты, необходимые для реализации Программы;
  • планирует экспертные проверки выполнения отдельных мероприятий участниками Программы;
  • представляет участникам Программы в соответствии с двусторонними соглашениями статистическую, справочную и аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы;
  • дает заключение по предложениям главных распорядителей бюджетных средств - участников Программы, связанным с вопросами увеличения финансирования мероприятий Программы;
  • готовит ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о ходе и результатах реализации Программы.

  • Координационно-коллегиальным органом является Межведомственный научно-технический совет по проблеме нанотехнологий и наноматериалов. В его состав входят представители главных распорядителей бюджетных средств - участников Программы, ученые, а также представители крупных бизнес-сообществ, заинтересованные в развитии российской наноиндустрии.
    Технический координатор Программы - Федеральное агентство по науке и инновациям выполняет следующие функции:
  • организация взаимодействия участников Программы с головной научной организацией Программы и головными организациями отраслей, установленными в настоящем разделе;
  • организация внедрения информационных технологий в целях управления реализацией Программы и обеспечение размещения в сети Интернет материалов о реализации Программы, финансировании мероприятий Программы и привлеченных внебюджетных средствах;
  • организация и ведение мониторинга реализации Программы;
  • информационно-аналитическое обеспечение подготовки ежегодного доклада Правительству Российской Федерации о реализации Программы;
  • представление координатору Программы статистической, справочной и аналитической информации о реализации Программы.

  • В рамках Программы осуществляют деятельность следующие субъекты инновационной системы:
  • головная научная организация Программы;
  • головные организации отраслей;
  • научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов страны;
  • центры коллективного пользования научным оборудованием;
  • центры трансфера технологий;
  • венчурные фонды и иные специализированные финансовые институты, включая фонд развития наноиндустрии;
  • негосударственные организации - участники Программы.

  • Головная научная организация Программы, определяемая координатором Программы на конкурсной основе, выполняет следующие функции:
  • осуществляет научное и методическое обеспечение координации исследований и разработок для формирования технологической базы в рамках Программы;
  • осуществляет комплексную научную и технологическую экспертизу мероприятий Программы в области соответствующих исследований и разработок, включая экспертизу достигнутых результатов и определение потенциала их производства и продажи;
  • осуществляет научное и методическое обеспечение координации проектов международного научно-технического сотрудничества;
  • оценивает перспективы и вырабатывает рекомендации по использованию результатов исследований и разработок гражданского, военного и двойного назначения (по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти);
  • обеспечивает взаимодействие с головными организациями отраслей по вопросам научных исследований, коммерциализации технологий, организации серийного производства;
  • осуществляет научное и методическое обеспечение подготовки специалистов.

  • Организация, претендующая на получение статуса головной научной организации Программы, должна осуществлять:
  • разработку новых технологий, применение которых возможно во многих отраслях экономики;
  • разработку принципиально новых технологий, обеспечивающих развитие новых секторов экономики.

  • Головные организации отраслей - организации, уполномоченные федеральными органами исполнительной власти - участниками Программы на осуществление научно-методического сопровождения следующих направлений деятельности:
  • решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоения секторов наукоемкой продукции мирового рынка;
  • координация разработок конкурентоспособных на мировом рынке коммерческих технологий, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;
  • координация проектов международного научно-технического сотрудничества в сфере компетенции федеральных органов исполнительной власти по направлениям Программы;
  • координация проектов трансфера нанотехнологий;
  • интеграция научной и образовательной деятельности в целях развития соответствующей отрасли и подготовки специалистов для этой отрасли;
  • отраслевой мониторинг мероприятий Программы, включая сбор информации о производстве и продаже продукции наноиндустрии..

  • Руководители федеральных органов исполнительной власти - участников Программы в рамках своей компетенции несут персональную ответственность за ее реализацию и конечные результаты.
    Организация, претендующая на получение статуса головной организации отрасли, должна осуществлять в рамках отрасли разработку новых технологий, конкурентоспособных на мировом рынке.
    Создание фонда развития наноиндустрии как специализированного института будет содействовать совершенствованию механизма коммерциализации разработок и финансирования производственных проектов в области нанотехнологий и наноматериалов.
    Отдельные негосударственные организации - участники Программы осуществляют научные исследования и разработки, подготовку и переподготовку специалистов, проектирование и выпуск серийной продукции по направлениям Программы.
    Для оперативного и достоверного информирования участников Программы создается система обмена результатами, полученными в рамках ее реализации. Указанная система включает в себя:
  • подсистему информационных обменов участников Программы;
  • подсистему управления, экспертизы и контроля реализации Программы;
  • подсистему информационной поддержки процесса коммерциализации нанотехнологий и наноматериалов;
  • подсистему международных научно-технических обменов в области нанотехнологий и наноматериалов;
  • подсистему популяризации достижений в области нанотехнологий и наноматериалов.

  • VI. Ресурсное обеспечение реализации Программы
    Мероприятия Программы финансируются ее участниками в установленном порядке за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В качестве источников финансирования мероприятий Программы могут учитываться средства целевых программ, средства, выделенные на содержание учреждений, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств, а также на реализацию внепрограммных мероприятий, включая средства государственных научных фондов.
    Объемы и источники финансирования мероприятий Программы устанавливаются и корректируются ее участниками ежегодно, после утверждения каждым участником годового плана работы, в пределах имеющихся бюджетных и иных средств, но не позднее II квартала каждого года.
    VII. Критерии оценки эффективности и ожидаемые конечные результаты реализации Программы
    Критериями оценки эффективности реализации Программы являются:
  • достижение реальных результатов в экономике Российской Федерации на базе реализации продукции наноиндустрии;
  • рост объема продаж продукции наноиндустрии на внешнем и внутреннем рынках;
  • рост числа патентов, договоров об уступке патента и лицензионных договоров в области нанотехнологий и наноматериалов;
  • расширение частно-государственного партнерства в процессе реализации Программы и рост объемов привлеченных внебюджетных средств;
  • увеличение количества публикаций российских ученых в журналах мирового уровня, а также докладов, связанных с тематикой Программы, на международных конференциях.

  • В результате реализации Программы предполагается:
  • повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации;
  • повышение уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
  • диверсификация и рост конкурентоспособности российской экономики, увеличение доли мирового рынка продукции наноиндустрии, снижение доли сырьевого сектора в экономике страны, улучшение структуры экспорта за счет роста в нем высокотехнологичной продукции;
  • достижение мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающего развитие и реализацию российского потенциала наноиндустрии и активное участие России в международной научно-технической кооперации.

  • Приложение к Программе координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации

    План действий по стимулированию развития наноиндустрии в Российской Федерации
    Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2006 г. N 1188-р
    http://www.realeconomy.ru/931/1227/index.shtml

    Прохоров, Иванов, нанотехнологи

    Previous post Next post
    Up