О ДОСТОИНСТВЕ УМА И УМНЫХ ЛЮДЕЙ

Jan 13, 2014 00:02

Знай, что Всевышний Аллах создал разум совершенным и Сказал ему: «Приблизься», - и он приблизился. Потом Сказал ему: «Отступи», - и он отступил. И Он Сказал: «Клянусь Своим Могуществом и Своим Величием, Я не создал ничего величественнее тебя. С твоей помощью Я беру, с твоей помощью Я даю, с твоей помощью Я творю суд, и с твоей помощью Я наказываю". И доказательством того, что это - правда, является то, что Всевышний Аллах, создал для рабов две вещи: повеление и запрет, и они оба зависят от ума, как пришло в Ниспосланном Откровении Его Слово: «Бойтесь же Аллаха, обладатели разума!» (Коран, 5:100). «Обладатели разума» - это владеющие разумом, и слово «'акль» (ум, разум) происходит от слова «'икаль» (путы, оковы) (а «ма'киль» - это крепость на вершине горы, которую не удается никому завладеть из-за ее неприступности, мощности ее стен и продуманному их построению).



[Spoiler (click to open)]Спросили персидского мудреца: «Почему умного назвали умным?» Он ответил: «Потому что у него есть семь примет, по которым его распознают. Он прощает грех тому, кто его обижает. Он смиренен с тем, кто ниже его, стремится делать добро тому, кто выше его, всегда вспоминает Своего Господа. Он говорит, только когда знает. Он знает пользу слова, произнесенного вовремя. Если у него возникает трудность, он просит помощи у Аллаха (Всемогущий Он и Великий). У невежды также есть признаки. Он жесток с людьми и обижает их. Он притесняет тех, кто ниже его. Он высокомерен с предводителями и вождями. Он говорит, не зная, молчит, когда надо сказать. И если он сталкивается с трудностью, то он губит себя, и если он видит добрые дела, то отворачивает от них свое лицо»



Сказал Саид ибн Джабир: «Я не видел одеяния знатнее для человека, чем разум. Если человек сломается, то разум его поправит; если он упадет, то разум его поднимет; если человек будет унижен, то он возвысит его; если он попадет в пропасть, то разум вытащит его оттуда и спасет; если он обеднеет, то он сделает его богатым». И первое, в чем нуждается красноречивый, - это знание и разум.



У Абдаллы ибн Мубарака спросили: «Что лучше: ум или воспитанность?» Он ответил: «Ум». Его спросили: «Что такое ум?» Он ответил: «Ум - это получение знаний, совершение поступков, соответствующих знаниям, это знание того, что ты должен делать. И ум - это то, что если ты знаешь, то действуешь»



Ибн Аббасу задали вопрос: «Что лучше: ум или воспитанность?» Он ответил: «Ум. Потому что ум - дар от Аллаха, а воспитанность - плод усилий раба Божьего»



Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Аллах не дал своим рабам ничего лучше, чем разум. И сон разумного лучше, чем поклонение невежды. И не соблюдающий пост разумный лучше, чем постящийся невежда, и смех разумного лучше, чем слезы невежды».



Одного мудреца спросили: «Что есть ум?» Он ответил: «Ум - преграда и узел между двадцатью тремя вещами. Если бы не эти узлы, смешались бы хорошие и плохие вещи. Прежде всего, он преграда между Единобожием и безбожием, между верой и неверием, а также между осторожностью и безрассудством, между щедростью и скупостью, между красотой и уродством, между смиренностью и гордостью, между дружбой и враждой, между хвалой и хулой, между знанием и невежеством, между скромностью и бесстыдством, между истиной и ложью, между уравновешенностью и легкомыслием, между тьмой и светом, между достоинством и унижением, между повиновением и ослушанием, между поминанием (зикром) Аллаха и небрежением (гафла) к Нему, между добрым советом и завистью, между сунной и бид`а, между милосердием и жестокостью, между преданием себя Богу и беззаботностью, между убежденностью и сомнением, между мудростью и глупостью»


Абу Хамид аль Газали "Возрождение наук о вере"
Previous post Next post
Up