Как спасали челюскинцев: уникальная операция в Арктике.

Apr 16, 2015 20:54



13 апреля 1934 года на материк был доставлен последний член экипажа затонувшего парохода «Челюскин». Операция по спасению ста четырех человек, дрейфующих на льдине, заняла у советских авиаторов два месяца. Сквозь лед, туман и арктический холод летчики пробирались к людям. Фотографии и факты о знаменитой операции, после которой мальчишки по всей стране стали играть в «челюскинцев» - в нашей подборке.





Пароход «Челюскин» был построен на верфях компании «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене по заказу Советского Союза. [Spoiler (click to open)]

Обшивка парохода была укреплена, имелось специальное помещение на случай вынужденной зимовки, когда двигатели пришлось бы остановить. Водоизмещение «Челюскина» составляло 7000 тонн, мощность - 2400 лошадиных сил, скорость - до 12 ½ узлов в час. На его борту был небольшой самолет-амфибия Ш-2 для разведки с воздуха, который мог взлетать с открытой воды или с большой льдины.



16 июля 1933 года пароход «Челюскин» отправился в путь из Ленинграда во Владивосток через Северный Ледовитый океан. Целью экспедиции грузового парохода была доказать пригодность Северного морского пути для снабжения Сибири и Дальнего Востока. Руководителями похода были начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт и капитан Владимир Иванович Воронин. На борту судна находилось 112 человек: 53 - экипаж, 29 - состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля и 12 строителей. Запасы на борту составляли: 2995 тонн угля, 500 тонн воды, продовольствие на 18 месяцев и трехгодичное снабжение для острова Врангеля.



Переход в открытом море показал недостатки особой формы «Челюскина» - его, как настоящий ледокол, сильно качало. К тому же при первых встречах со льдом в Карском море пароход получил повреждение - «Челюскин» был перегружен углем для ледокола «Красин», и укрепленный ледовый пояс оказался ниже ватерлинии, так что пароход встречал льдины менее защищенной верхней частью корпуса.
Море Лаптевых и Восточно-сибирское море «Челюскин» прошел относительно свободно. А вот Чукотское море было занято льдами. Разведка с воздуха показала - подойти к острову Врангеля невозможно, он окружен мощными льдами. Самолетом на остров был отправлен уменьшенный состав для смены зимовщиков на полярной станции.



«Челюскин» был зажат во льдах. Несколько раз, дрейфуя, он проходил мимо мыса Сердце-Камень. Наконец, 3 ноября пароход вошел в Берингов пролив. Экипаж судна по радиосвязи переговаривался с командованием ледореза «Федор Литке», который пытался пробиться к «Челюскину». Но, проведя до этого несколько пароходов, «Литке» получил серьезные повреждения обшивки, так что не мог форсировать даже молодой лед.
Осознав, что помощи ждать неоткуда, экипаж «Челюскина» стал готовиться к зимовке в условиях дрейфа в открытом море. Нужно было сменить систему отопления, чтобы экономить топливо. Пришлось добывать пресную воду.



Спустя почти три месяца дрейфа началось движение льдов - то, чего «челюскинцы» боялись больше всего. 13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэллса «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов.



Пароход стремительно шел ко дну. За два часа на лед был выгружен подготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился под воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения. В тот день, не успев сойти на лед, погиб завхоз Борис Могилевич. Он стал единственным погибшим «челюскинцем».



Организованность и дисциплина не только обеспечили сохранность жизни людей, находившихся на дрейфующих льдах, но и создали условия, при которых им могла быть оказана помощь.



5 марта 1934 года экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4 совершил первую посадку в лагере экспедиции. До этого он совершил 28 вылетов, но лишь 29-й стал удачным. Найти «челюскинцев» мешали погодные условия, в том числе сильный туман. Ляпидевский сумел приземлиться в 40-градусный мороз на площадке размером 150 на 400 метров. Это было невероятно!



В тот вылет авиатор вывез 10 женщин и двоих детей, а во второй раз у него отказал двигатель, и ему пришлось присоединился к челюскинцам. Массовая эвакуация началась через 13 дней и продолжалась две недели. Летчики в сложнейших погодных условиях совершили 24 рейса. Все они затем стали первыми Героями Советского Союза - Анатолий Ляпидевский, Маврикий Слепнев, Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Остальные были представлены к орденам и медалям.



Стоит отметить, что на пустынном берегу Ванкарема к прилету советских летчиков был подготовлен аэродром, готовый к приему самолетов любой конструкции. Хорошо налаженная работа радистов побережья Ледовитого океана позволила с самого начала ежедневно иметь двустороннюю радиосвязь. А жители побережья Чукотки, привлеченные к оказанию помощи, в стужу, холод и пургу самоотверженно выполняли задания по созданию баз, устройству посадочных площадок, а также по расчистке аэродромов от снега.
Начиная с 7 апреля установилась погода, что позволило провести решающие операции по спасению людей. Прибывшие советские летчики вывезли сначала пять человек - 7 апреля, затем 22 человека - 10 апреля и 35 человек - 11 апреля.



К 13 апреля авиаторы закончили переброску челюскинцев на материк и доставили больного на тот момент Шмидта в город Ном на Аляску.
13 апреля, ровно через два месяца со дня гибели парохода, на материк были вывезены последние шесть «челюскинцев» во главе с исполняющим обязанности начальника экспедиции А.И.Бобровым и капитаном В.И.Ворониным.



Источник: defendingrussia.ru

ИСТОРИЯ

Previous post Next post
Up