Ученые, изучающие муравьев, выяснили, что этим насекомым присущи многие человеческие пороки. Например, пьянство - спиваются так, что даже скармливают куколок жукам-ломехузам за порцию «алкоголя»! Этим насекомым свойственны войны и рабовладельчество: некоторые виды муравьев нападают на чужие муравейники и уносят из них куколок, а вышедшие из куколок муравьи становятся рабами!
МУРАВЬИ-РАЗБОЙНИКИ
Рабочий муравей, вышедший из куколки и выросший в чужом гнезде, будет считать его своим домом, даже если хозяева этого жилища принадлежат к совершенно другому виду. То есть куда куколку принесли, там и ее родина. Поэтому у муравьев существует такое явление, как куколочный паразитизм: муравьи-рабовладельцы грабят соседние муравейники и выносят из них куколок, а те, взрослея, начинают работать на своих хозяев.
Муравьи некоторых видов грабят соседние гнёзда муравьёв, где они добывают куколок и приносят их в своё гнездо. Из этих куколок воспитывают «рабов».
Очень удобно, согласитесь, ведь захватчикам не надо строить муравейник, не надо выкармливать и растить рабочую силу, она достается им в готовом виде. Такой паразитизм характерен для муравьев-амазонок, которые совершают разбойничьи набеги на жилища черно-бурых муравьев. Вся грязная работа: уборка муравейника, расширение его, возня с личинками - это удел рабов. Сами же хозяева занимаются добычей пропитания и обороной своих владений.
Получается, что благополучное существование рабовладельцев обеспечивается грабежом окрестных муравейников. Нужно только отметить, что сходство с рабовладением в человеческом обществе тут чисто внешнее. Рабы муравьев выполняют в гнезде рабовладельца те же работы, которые они выполняли бы и в родном гнезде, только выращивают детей не своего, а чужого вида.
Кроме куколочного паразитизма у некоторых видов есть еще и гнездовой паразитизм. Как правило, он особенно распространен у тех муравьев, чьи самки мельче тех, которые самостоятельно организуют гнезда и создают семью. Молодая оплодотворенная самка находит муравейник, потерявший царицу, и поселяется в нем.
Иногда ей даже не мешает наличие своей самки в муравейнике, она становится настолько привлекательной для аборигенов, что они позволяют ей убить хозяйку и занять ее место. После этого в муравейнике какоето время живут муравьи двух видов, пока лишившиеся своей матки хозяева постепенно не вымрут. Новые обитатели полностью заселяют гнездо и перестраивают его на свой вкус.
ОБЕЗВРЕДИТЬ ВРАГА
Там, где идет борьба за существование, войны неизбежны. Чаще всего обитатели муравейников воюют с бродячими захватчиками. Определяют врага они довольно быстро: если рабочий муравей, занимающийся поиском пищи, сталкивается с бродячим, то оба насекомых обнюхивают и ощупывают друг друга, а затем разбегаются в разные стороны, чтобы донести до сородичей полученную информацию.
Рабочий спешит оповестить обитателей муравейника о том, что дорожка, помеченная его запахом, приведет в жилище полчища врагов, а бродячий - сообщить о результатах своей разведки и собрать армию грабителей. Надо сказать, что мобилизация происходит мгновенно, буквально в считанные секунды враждебная лавина насекомых, длина которой порой достигает 15 метров, устремляется в сторону муравейника. Когда набег совершен, победители переносят свои трофеи в походное гнездо.
Бродячие муравьи отличаются от организованных тем, что время от времени они перемещаются на новое место, когда на старом заканчивается еда. Выглядит это впечатляюще: муравьиная дорожка перетаскивает свой скарб на несколько сотен метров, по масштабам этих насекомых - просто великое переселение. Кроме того, в отличие от рабочих муравьев, их добыча не растительная пища и погибшие насекомые, а живая, которая будет сопротивляться.
Чтобы ее заполучить, они вынуждены быстро реагировать и собирать армию, состоящую из нескольких тысяч муравьев. «Ударная колонна» представляет собой всепожирающий многометровый фронт. Как правило, муравьи стараются напасть неожиданно, чтобы захватить обитателей муравейника врасплох.
Для такого быстрого реагирования у них существует «феромон рекрутирования». Обнаружив предполагаемую добычу, разведчик бежит к своему гнезду, помечая свой запутанный путь этим феромоном, который начинает у него выделяться взамен обычного. Это и служит сигналом для мобилизации.
Каждый из его собратьев, наткнувшись на эту пахучую дорожку, бросает все и также метит свой путь феромоном. В результате тысячи муравьев в течение нескольких секунд образуют армию. Если желающих повоевать за добычу собирается слишком много, часть их создают резерв, который либо поспешит на помощь атакующим чужой дом, либо поможет перетаскивать награбленное.
Однако не всегда грабительские походы заканчиваются успехом, хозяева и отпор могут дать. Некоторые виды муравьев на ночь заваливают вход в муравейник камушками, а другие - только в случае приближения врага. Муравьи, которых природа наградила большим размером или мощными челюстями, не замуровывают входы, они на ночь выставляют дозорных и в случае нападения идут в контратаку.
Причем любопытно, что на врага они бурно реагируют независимо от его количества: эвакуируют скарб семьи, личинок и куколок. Они будто бы знают, что одного бродячего муравья не бывает. А вот организованные муравьи не вызывают у них беспокойства. Но на эвакуацию они идут только в крайнем случае, ведь, покидая муравейник, они выходят на открытое пространство, а там, как известно, могут стать пищей для птиц, змей, животных и насекомых.
Особенно организованы муравьи-фейдоле. Получив тревожный сигнал, они начинают «укладывать чемоданы», а личинок и куколок перемещают поближе к выходу. Сами же тем временем ждут нового подтверждения опасности и не начинают эвакуацию, пока не получат повторного сигнала. Мало ли на свете чудес, а вдруг врага по дороге склевали птицы или слизнули лягушки? Убегать они не спешат потому, что грабители частенько остаются на ночь в муравейнике, а это значит, что муравьям-фейдоле надо где-то переждать ночь.
Хорошо, если в лесу под листвой и камнями, а если они живут в пустыне, где негде укрыться? Остаться под прямыми лучами солнца означает погибнуть. Поэтому фейдоле заранее заботятся о дополнительных жилищах в радиусе нескрльких метров от муравейника. По тревоге они перемещаются туда и выжидают пару дней, пока враг не уйдет, а потом перебираются окончательно в одно из запасных жилищ. Ученым до сих пор не удалось узнать, с чем связан этот полукочевой образ жизни и почему раз в неделю фейдоле совершают рискованный и хлопотный переезд. Возможно, это репетиция эвакуации или заметание следов от противника.
ПЬЯНСТВО ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ
Некоторые виды муравьев, например мирмики, выращивают бабочек-голубянок, пока те находятся в стадии гусеницы. Без них бабочка не сможет совершить свой жизненный цикл. Гусеница выделяет сахаристые вещества, по запаху похожие на личинок муравьев, и кормит ими своих хозяев.
Муравей Myrmica rubra (рабочая особь) несет гусеницу голубянки в свое гнездо
Сами муравьи тоже заботятся о ней, кормят гусеницу, но гостья весьма прожорлива и порой уничтожает куколок благодетелей. Покидает голубянка гостеприимный дом, уже став бабочкой.
Еще один непрошеный гость муравьев, жук-ломехуз, откладывает яйца в их жилище. Жук проникает в тот отсек муравейника, где находятся куколки. Если муравьи пытаются выгнать его, ломехуз в ответ выделяет особое эфирное вещество, которое те слизывают и впадают в эйфорию, похожую на алкогольное или наркотическое опьянение.
Они становятся настолько одурманенными, что кормят потомство ломехуза, забывая о своем собственном. Если таких гостей слишком много, это приводит к гибели муравейника.
Во время лабораторных опытов ученые наблюдали такую картину: то один, то другой муравей подбегал к жучку, тормошил щетинки по бокам его брюшка, а затем жадно слизывал капельки жидкости, стекавшие по этим щетинкам. Исследователи обнаружили, что личинки ломехузы сосут яйца муравьев, а подрастая, начинают поедать их личинок.
А в это время муравьи «сидят вокруг приемышей и спокойно наблюдают за грабежом. Больше того, они даже подкармливают разбойников из своего рта», - писал пораженный тем, что увидел, натуралист Эрих Васман.
Другой исследователь, И. Халифман, дал очень точную характеристику происходящему: «Их щедрость не знает предела. Они скармливают личинкам жука яйца, откладываемые муравьиной самкой, и, не ограничиваясь этим, отдают им корм, отнятый у собственных личинок. Они похожи на пьяниц, способных ради рюмки водки лишить своих детей молока!»
ПОРОКИ И ДОБРОДЕТЕЛИ
В муравейнике действует своя система наказаний. К примеру, если здоровый муравей-фуражир несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его казнят - убивают и самого пускают на фураж.
Фуражир с добычей
Но наряду с такой жестокой расправой существует и взаимопомощь. Рабочие-калеки (без ног или без антенны, с поврежденным хитином) продолжают подолгу жить в гнезде, потихоньку выполняя посильные задачи.
Например, чистят вернувшихся с уборки фуражиров. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду, то есть постукивать усиками по определенным участкам головы здорового муравья. Людям неплохо было бы поучиться у муравьев состраданию.